Олимпийский комитет Италии признал вас лучшим спортсменом столетия. Вы чувствуете себя таковым?
Вполне. Когда побеждаешь и эксцентрично ведешь себя, бурно празднуешь успехи, это нравится публике. Еще одна причина признания – я ушел на пике, победителем. Встречался с мисс Италией и получал удовольствие от жизни. В общем, был весьма популярной личностью, о которой постоянно писали в прессе.
Вы последний на данные момент победитель Кубка мира в общем зачете из Италии. В стране нет талантливых горнолыжников?
На данный момент достойного преемника у меня нет. Италия – не Австрия, где наш вид спорта является самым популярным. Сильна конкуренция с футболом, и горные лыжи ее проигрывают. Когда в 1995 году в Бормио мне вручили Большой хрустальный глобус, наш вид был на пике, потом интерес пошел на спад. У нас имелись сильные спортсмены, но для того, чтобы завоевать Кубок мира нужна стабильность, а ее нет. Важно раз за разом доказывать свою силу.
Что важнее для успеха – школа или талант?
Пример Австрии доказывает важность школы. Там детей ставят на лыжи еще в дошкольном возрасте, и количество переходит в качество. При этом инициативу проявляют сами родители, централизованной программы подготовки малышей там нет. В Италии нет такой массовости, поэтому мы уступаем.
Чемпионом мира в супергиганте в нынешнем году стал Доминик Парис. Его можно рассматривать в качестве вашего преемника?
Он молодец. Воспитанник североитальянской школы, который уже несколько лет доказывает свою силу. Нас с Домиником сложно сравнивать: я экстраверт, а он не столь общителен. Будучи спортсменом, я интересовался женщинами, автомобилями, роскошной жизнью. И благодаря этому привлекал к себе внимание. Это все способствовало как моей личной популярности, так и развитию горнолыжного спорта в Италии. Парис не такой, поэтому не скажу, что это преемник.
Парису в апреле исполнится 30 лет, и он только вышел на пик карьеры. Вы завершили ее в 31 год. Нет ощущения, что ушли слишком рано?
Я добился своих целей в спорте, к тому же был несколько утомлен. Куда бы ни пришел, везде были папарацци, которые интересовались не спортом, а моей личной жизнью. Постоянно следили за мной, и это раздражало. У меня возникало ощущение одиночества, не знал, кому довериться. Казалось, что даже мой личный менеджер преследует какие-то корыстные интересы. Важно, чтобы тебя окружали правильные люди.
Папарацци – неизменные спутники знаменитостей. Они вам мешали?
Конечно. Перед соревнованиями нужно сконцентрироваться, а они тебя достают. Не каждый способен справиться с таким давлением. Некоторым спортсменам эти псевдожурналисты разрушили карьеру: люди не могли сосредоточиться на выступлениях, а думали о гадостях, которые о них написали.
Вам не кажется, что после ухода Альберто Томба в горных лыжах стало больше коммерции и меньше драйва?
Как говорят мои болельщики, такие спортсмены, как Альберто Томба, рождаются раз в 50 лет. Так что надо просто подождать. Я думаю, что главное – не окружение, а ты сам. И драйв, стиль поведения идут от самого человека.
Вы кому-то симпатизируете из действующих горнолыжников?
Марселю Хиршнеру, Алексису Пентюро. Несколько лет назад я внимательно следил за Александром Хорошиловым. Он очень хорошо выступал, но, к сожалению, потерял силу.
Ничего удивительного, Александру уже 35 лет.
Сегодняшних 40-летних можно сравнить с 30-летними того периода, когда я выступал. Уверен, что до Олимпийских игр в Пекине Хорошилов будет соревноваться.
Кого вы еще знаете из российских горнолыжников?
Ваши спортсмены хороши в беговых лыжах и хоккее. Надеюсь, и в горных лыжах со временем появятся сильные и яркие личности.
Завершая карьеру, вы уже знали, чем будете заниматься, или уходили в никуда?
Я закончил выступления просто потому, что устал. Однако по прошествии некоторого времени стал скучать по соревнованиям. Чувствовал это, наблюдая за катанием других спортсменов. При этом четко понимал, что пути назад нет: после двух-трех лет без тренировок вернуться на прежний уровень фактически невозможно.
Насколько знаю, у вас есть актерский опыт.
Рассматривал это в качестве хобби, но довольно быстро остановился. Было много критики: писали, что я должен преуспеть так же, как и в горных лыжах, а по факту оказался не лучшим актером. В общем, решил закончить с этим. Благо меня пригласили в новый проект: ездил с детьми по соревнованиям по всему миру, вручал награды победителям.
Я пытался найти ваш профиль в социальных сетях…
Меня там нет, но много фейков. В целом мне все равно, пусть популяризируют меня даже таким образом. Правда, иногда пишут всякую ерунду, дают ложную информацию. Такие страницы стараемся удалять.
Вы являетесь бренд-амбассадором региона Эмилия-Романья. Почему его стоит посетить?
У нас есть все: море, горы, равнины, самая вкусная еда, прекрасные вина… Созданы отличные возможности для занятий спортом. Я сам увлекаюсь трекингом. Мы разработали пешеходный маршрут из Болоньи во Флоренцию. В общей сложности около 110 километров, которые можно преодолеть с четырьмя-пятью ночевками. В среднем 20 километров в день. Стартуем в мае или июне, присоединяйтесь. Увидите настоящую Италию, у нас прекрасная природа, изумительные виды, хорошая кухня. Можно проехать маршрут на горном велосипеде. Благодаря трекингу я набираю летом отличную форму. Сейчас вешу около 100 килограммов, а летом сброшу 10 из них.
Вы придерживаетесь диеты?
Главное – умеренность. К примеру, выпить не бутылку вина, а бокал. И есть здоровую пищу. Паста вполне подойдет. Много зелени. В бытность спортсменом я старался отказываться от хлеба и сладостей и сейчас не злоупотребляю ими. Хотя вынужден признать: вредная пища – самая вкусная.
В 1988 году отец пообещал вам Ferrari за победу на Олимпийских играх в Калгари…
Мне тогда был 21 год, и отец действительно подарил автомобиль. Но самое забавное, что перед Играми в Альбервиле бренд Ferrari обратился с предложением стать моим спонсором. Так что меня поддерживал концерн FIAT. А совсем недавно я снялся в рекламных роликах Lamborghini, причем сам выполнял трюки. Как видите, у меня хорошая история сотрудничества с люксовыми итальянскими марками.
Что вам доставляет наибольшее удовольствие?
Еда. А если серьезно, у меня есть все, так что я вполне счастлив. Бывают дни, когда находит грусть, и в голову лезут даже самые дурные мысли. Но это все временно. Еще соревнуясь, я понял, что поражения бывают полезными. Вернуться и победить – это самое большое удовольствие. По эмоциям куда приятнее, чем выигрывать постоянно.
Досье / Альберто Томба
• Родился 19 декабря 1966 года в Сан-Ладзаро-ди-Савена
• Трехкратный олимпийский чемпион по горнолыжному спорту (1988 – гигантский слалом, 1988 – слалом, 1992 – гигантский слалом), двукратный серебряный призер Олимпийских игр (1992 – слалом, 1994 – слалом)
• Двукратный чемпион мира (1996 – гигантский слалом, 1996 – слалом), двукратный бронзовый призер чемпионатов мира (1987 – гигантский слалом, 1997 – слалом)
• Обладатель Кубка мира сезона 1994/1995
• Одержал 50 побед на этапах Кубка мира, 89 раз занимал призовые места