Старт очередного, уже 70-го чемпионата мира в классе «Формула-1» по традиции был дан в Австралии. И первая же гонка перевернула предстартовые расклады, разрушив ожидания Ferrari и вернув спокойствие королям из Mercedes. На трассы вернулись Квят и Кубица, впервые опробовали трек будущие звезды Рассел и Албон, еще больше покатились по наклонной Williams. Что же ждет нас дальше – в самом интересном сезоне за последний десяток лет?
Парад дебютантов
По не менее приятной традиции год не обойдется без россиянина – на смену неудачно проведшему сезон в Williams Сергею Сироткину в пелотон возвращается Даниил Квят. И вновь в Toro Rosso – боссы «быков» признали, что поторопились списать невезучего уфимца со счетов. Учитывая, что от Пьера Гасли в Red Bull ничего не ждут, есть вероятность, что Даня вновь пойдет на повышение в состав главных «быков». В прошлый раз, впрочем, эта затея провалилась. Напарником Квята в этом году будет Александр Албон. Британец тайского происхождения, прошедший молодежную академию Red Bull, провел довольно сильный сезон в «Формуле-2», стал бронзовым призером и заслужил приглашение в стан «быков».
В Williams вместо Сироткина наконец появился Роберт Кубица, который покровительствует дебютанту из Великобритании Джорджу Расселу. Последний – воспитанник юниорской программы Mercedes, а в прошлом году выиграл «Формулу-2», обойдя того же Албона. Но в этом сезоне Александру куда проще, ведь Расселу приходится бороться не с соперниками, а с машиной.
В прошлом году с болидом Williams намучился наш Сироткин, но это было еще не дно – его пробивает нынешняя версия автомобиля. Еще на тестах в Барселоне темп Williams оказался ниже лидеров на три (!) секунды, а на болиде обнаружили нелегальные детали, из-за чего его пришлось перестраивать прямо перед стартовым Гран-при Австралии. В результате в отставку ушел технический директор Падди Лоу. Плохо выглядел не только болид, но и Роберт Кубица, чье долгожданное возвращение в гонки состоялось в Австралии. Поляк пропустил восемь сезонов из-за серьезных травм, полученных при аварии, но годы восстановления помогли не совсем: подвижность правой руки так и не вернулась полностью. Теперь он вообще все делает левой – даже нажимает на кнопки на правой стороне руля. В итоге Кубица дважды за уик-энд в Австралии врезался в ограждение. Правда, списал он это на плохое сцепление с трассой.
Шарль Леклер, выдавший отличный дебютный сезон в Sauber, теперь будет бороться с Феттелем в Ferrari, а в обратном направлении проследовал Кими Райкконен. Впрочем, Sauber как таковой перестал существовать – на его базе создана команда Alfa Romeo Racing, где и будет пилотировать Райкконен в паре с Антонио Джовинацци. Итальянец также впервые вышел на старт в качестве пилота с контрактом, однако полноценным дебютантом его не назовешь – в 2017-м он провел две гонки за тот же Sauber, заменяя Паскаля Верляйна.
Но самый громкий трансфер – это, конечно, переход Даниэля Риккардо из Red Bull в Renault. Австралиец признал свое поражение в споре с молодым и амбициозным Максом Ферстаппеном и решил уйти в команду, где ему будет отдана роль лидера. Вторым пилотом команды остается Нико Хюлькенберг, который уже провел 157 этапов без попадания на подиум. Велика вероятность, что серия станет длиннее на 20 гонок.
Риккардо пришел на место Карлоса Сайнса, который, в свою очередь, отправился в McLarenF1, где будет наставником еще одного британца – Ландо Норриса, несколько лет блиставший в минорных сериях. Ну а о переходе Лэнса Стролла в Force India, которая в этом году будет называться Force Point, сообщили еще в прошлом сезоне. Эстебан Окон, бывшего напарником Серхио Переса, стал резервным пилотом Mercedes. В общем, состав гонщиков – просто огонь: в первый раз за последний десяток лет в пелотоне нет откровенно слабых рента-драйверов. К ним можно причислить разве что Ланса Стролла, да и тот, по словам Сергея Сироткина, вполне талантлив.
Главная потеря «Формулы» – уход из жизни гоночного директора Чарли Уайтинга. Он работал в гонках с 1977 года, а на посту директора – с 1997-го. Именно Уайтинг давал старт каждому заезду. Вместо Чарли был временно назначен Майкл Маси, бывший гоночным директором в австралийской серии V8 Supercars.
Что нового?С нового сезона в «Формуле-1» пилот, установивший рекорд круга в гонке, получает дополнительный балл в турнирную таблицу. Так, у Валттери Боттаса уже после первого этапа стало 26 очков. Казалось бы, один балл погоды не сделает – но тем, кому есть что доказывать (как Боттасу), он лишь добавляет уверенности. Поэтому финн и боролся за него, хотя трезвый расчет подсказывал поберечь машину, чтобы не упустить победу. В целом минусов у этого нововведения нет, как и очевидных плюсов. Бонусы за лучший круг давно присуждаются в «Формуле-2» и GP3 и никогда там ничего не решали.
Что касается поправок к регламенту, то их много, но все они не очень существенные. Увеличено количество топлива, которое можно использовать на гонке – с 105 до 110 л. Соответственно, минимальный вес болида увеличен с 733 до 740 кг, причем 80 их них должно приходиться на гонщика и сиденье. Также все пилоты получат стандартизированные композитные шлемы и новые перчатки, которые будут передавать информацию о состоянии гонщика. Изменения в техническом регламенте призваны упростить аэродинамику антикрыльев, что в идеале должно увеличить зрелищность и количество обгонов.
В сезоне 2019 года будут использоваться лишь три цвета шин для обозначения жесткости сликов – Hard с белой полоской, Medium – c желтой и Soft – с красной. При этом их жесткость не будет постоянной, а станет варьироваться в зависимости от выбора составов на конкретный Гран-при. На каких-то этапах с Soft может стать прошлогодним HyperSoft. Жесткость обозначат индексами – от С1 до самого мягкого С5.
Откровения АвстралииМежсезонные тесты обрадовали болельщиков Ferrari и расстроили почитателей Mercedes-Benz – итальянские болиды заметно опережали в скорости немецкие, что намекало на скорую смену многолетнего лидера и угрожало планам Льюиса Хэмилтона на защиту титула. Но Гран-при Австралии все перевернул: темп Ferrari куда-то исчез, а пилоты заняли лишь четвертое и пятое места, – так плохо они не стартовали уже пять лет. Теперь инженеры колдуют над внезапно засбоившей аэродинамикой и проверяют мотор, который, возможно, страдает от перегрева.
Пока же лучше смотрите даже Red Bull, рискнувший перейти на моторы Honda, а раньше их не ругал только ленивый. Сейчас они стали лучше, но достаточно ли? На тестах двигатели и болиды смотрелись неплохо, но не настолько, чтобы замахнуться на титул. В Австралии Honda получила первый подиум за 11 лет – в прошлый раз в первую тройку их моторы пробивались в 2008 году, когда Рубенс Баррикелло финишировал третьим в Сильверстоуне. Подиумы еще будут, но как часто? Mercedes и Ferrari так просто отдавать очки не собираются, да и середняки вроде Haas подтягиваются все ближе. Наверное, надежда только на Ферстаппена, ведь Пьер Гасли сначала дважды попал в аварию на тестах, потом ожидаемо слабо провел первую гонку и теперь будет чувствовать за спиной призрак Квята. На мельбурнском Альберт-Парке Даниил показал себя с лучшей стороны. В первом сегменте квалификации его время было лучшим. И если бы не проблемы на втором, он вполне бы мог оказаться в десятке. Но в итоге туда забрался в гонке – благодаря тактике с оттянутым пит-стопом.
В Австралии мы увидели не только провал Ferrari, но и триумф Боттаса. Именно финн, а не его ненавистный партнер Хэмилтон выиграл гонку. И сделал это в блестящем стиле, послав всех недоброжелателей по радио сразу после финиша. «Это пока лучшая гонка в моей жизни», – сказал Боттас. «Тебе вернулось за прошлый год, мужик!» – услышал он в ответ. Валттери воздалось за все – за плохой сезон, где или он сам проигрывал Льюису, или его заставляли пропускать борющегося за титул британца. Теперь нужно закрепить лидерство в предстоящих гонках, и тогда в Mercedes задумаются – так ли надо ставить все фишки на Хэмилтона?