© Владимир Астапкович / РИА Новости
Досье Петр Гуменник
В декабре 2022 года на чемпионате России в Красноярске Гуменник набрал одинаковую сумму баллов с Евгением Семененко и проиграл ученику Алексея Мишина только по худшему результату в произвольной программе. Зато в финале Гран-при, который проходил в Санкт-Петербурге, Петр взял реванш и стал победителем. В декабре 2023 года в Челябинске Гуменник выиграл произвольную программу, но ошибка на тройном акселе в короткой снова не позволила ему стать чемпионом.
Удивил Петр журналистов, заявившись на чемпионат Санкт-Петербурга. Дело даже не в том, что он выиграл этот турнир, набрав по сумме двух программ больше 300 баллов. Это считается гроссмейстерским результатом. Только в первый день соревнований Петр пришел на каток прямиком с экзамена по математическому анализу.
Гуменник учится в таком серьезном вузе, как Университет ИТМО. В рейтинге российских университетов он входит в первую двадцатку и славится победителями международных олимпиад по программированию. Учиться в ИТМО нелегко, а уж совмещать учебу с победами на соревнованиях по фигурному катанию вдвойне сложно.
Только недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Гуменник параллельно с занятиями фигурным катанием окончил музыкальную школу по классу фортепиано и в точных науках, как выяснилось, силен. Папа Петра – православный священник, а мама – детский врач. Они прекрасно воспитали сына. Это отмечают журналисты, в беседах с которыми Гуменник неизменно корректен, доброжелателен и точен в формулировках.
На контрольных прокатах сборной России по фигурному катанию осенью 2023-го © Александр Вильф / РИА Новости
Как удалось в один день и экзамен сдать, и короткую программу откатать без ошибок?
Последний экзамен зимней сессии переносить не хотелось. Всю ночь готовился, просматривал материал на ноутбуке. Полностью переключился с фигурного катания на математический анализ.
Что сложнее: сдавать экзамен по такой серьезной дисциплине или выступать на соревнованиях?
Ни судьи на турнирах, ни университетские преподаватели поблажек не делают, хотя однажды один из них даже автограф попросил. На льду все-таки затрачиваешь больше энергии. На экзамене в этом плане проще: сидишь за партой, чирикаешь что-то ручкой.
Изучение математических дисциплин и языков программирования может помочь добиться успехов в фигурном катании за счет внедрения компьютерных технологий в тренировочный процесс?
Не представляю, как полученные знания в сфере IT можно применить в фигурном катании. Рассматриваю образование как инвестиции в жизнь после спорта.
Определили для себя рубеж, когда учеба или работа в сфере IT станут приоритетом?
Цель – обязательно выиграть Олимпиаду, а уж потом переключиться на что-то другое – перед собой не ставлю. Буду кататься до тех пор, пока прогрессирую. Как только результаты пойдут на спад и сделать с этим уже ничего не смогу, на первое место выйдет учеба или работа по полученной в университете специальности.
На компьютере возможно смоделировать методику обучения многооборотным прыжкам?
Тренера компьютер все равно не заменит. У меня пока нет планов применить для математического моделирования тренировочного процесса в фигурном катании полученные в университете знания. Возможно, найду им применение в биологии, которая меня тоже интересует.
Вы ведь даже пересдавали ЕГЭ по биологии, планируя поступать в университет по этой специальности или учиться на врача…
На выпускных в школе ЕГЭ по русскому языку сдал на 98 баллов, по химии – на 97, а по биологии – всего на 73. Занимался самостоятельно и пересдал. Подумывал и над тем, чтобы продолжить семейную традицию и стать врачом. Только пока служил в спортивной роте, все взвесил и решил, что сочетать занятия фигурным катанием и учебу в медицинском институте без ущерба для одного и другого сложно.
Какие-то навыки, не связанные с фигурным катанием, за год службы в спортивной роте приобрели?
Строевой подготовкой занимался, автомат разбирал за 11 секунд. Хотя моей основной боевой подготовкой была постановка и выкатка новых программ.
Прибегнув к математическому моделированию, можно сказать, как должен быть сложен фигурист для того, чтобы прыгать четверные?
Должны быть сильные ноги, обеспечивающие толчок, хорошая скорость вращения и резкость, чтобы вращаться с первой и до последней секунды полета. Считается, что рост должен быть небольшим, но у меня он нормальный, а прыжки получаются неплохо.
Увидим ли мы в обозримом будущем прыжки в пять оборотов или резервы человеческого организма уже исчерпаны?
Возможно, увидим, но с маленькими хитростями. Нужно оторваться с половины оборота и приземлиться с разрешенным недокрутом. Только пока даже не выработаны критерии оценки прыжка в пять оборотов, и вряд ли кто-то будет тратить время и усилия на их освоение.
Следите ли вы за Ильей Малининым, который сейчас впереди планеты всей по части освоения многооборотных прыжков? Чем объясняете, что именно он стал таким лидером?
Слежу очень внимательно. Относительно лидерства могу сказать, что кто-то должен быть впереди. До Малинина таким лидером был Натан Чен. У него великолепная техника, которая позволяет исполнять сложнейшие прыжки без колоссального напряжения.
Призеры Гран-при России – 2023: Петр Гуменник (золото), Дмитрий Алиев (серебро) и Марк Кондратюк (бронза) © Александр Вильф / РИА Новости
Что дала вам стажировка у Рафаэля Арутюняна, тренировавшего олимпийского чемпиона Пекина с юных лет?
В Лос-Анджелесе у Арутюняна побывал семь лет назад. Финансовую сторону вопроса взяла на себя моя тетя Елена Мицкевич. Как раз в то время перешел из группы Алексея Мишина в спортивный клуб фигурного катания Тамары Москвиной к моему нынешнему тренеру Веронике Дайнеко. В Америке провел две недели. После этого все время пытался найти возможность снова отправиться на стажировку к Арутюняну, но осуществить эту идею не удавалось. Совершенно случайно узнал, что Чен тренируется дистанционно, находясь на другом конце США. Предложил Рафаэлю Владимировичу такой же вариант. С техническими моментами помогли в нашем клубе.
Как проходили дистанционные тренировки?
Наверное, наши занятия отличались от тех, которые Арутюнян проводил с Ченом. Обычно, общаясь с Рафаэлем Владимировичем, обсуждали тренировочные планы. Мог пожаловаться, если у меня что-то не получалось. Арутюнян всегда давал дельные советы, иногда даже специальные упражнения показывал. Регулярно отправлял в Калифорнию видео своих тренировочных прокатов, и Рафаэль Владимирович в ответном послании отмечал, что получилось, а что не получилось. Такие сеансы проходили несколько раз в неделю.
Главной заслугой в работе с Ченом Арутюнян называет то, что с десяти лет учил Натана тренироваться – и научил. Вы, общаясь с тренером олимпийского чемпиона, тоже учились тренироваться?
Это, пожалуй, будет преувеличением. Еще до знакомства с Арутюняном прошел школу у отличных специалистов, и у каждого учился тренироваться. Конечно, советы по организации тренировочного процесса от Рафаэля Владимировича получал, но не скажу, что это было главным в наших занятиях. На стажировку в Калифорнию отправился в 15 лет. Это был самый сложный период в карьере. В пять лет освоил все тройные, а в 13 это умение куда-то пропало. Думал уже завершать занятия фигурным катанием, но Арутюнян смог убедить, что все получится. Денег с меня за работу он не брал, хотя любой американский тренер обязательно скажет: «За все нужно платить».
В Университет Лесгафта на специализацию «фигурное катание» не стали поступать, опасаясь экзамена у профессора Алексея Мишина?
Даже не знал, что он принимает экзамены по специализации. Просто не собираюсь становиться тренером. Попробовал позаниматься с малышами, включая родного брата, и понял: это не мое.
К тренеру высшей категории Веронике Дайнеко Петр перешел от Алексея Мишина после сезона 2016/2017 © Кирилл Кухмарь / ТАСС
Многие юные фигуристы мечтают попасть в группу Мишина, а вы ушли от профессора к далеко не самому известному даже в Санкт-Петербурге тренеру Веронике Дайнеко…
Решился на такой шаг, потому что не прогрессировал. Тройной лутц выучил в 10 лет – и как отрезало. Тройной аксель никак не получался. Нужно было что-то менять в жизни, а Вероника Анатольевна долгое время была ассистентом у Мишина, и я знал, к кому иду. К тому же в спортивном клубе фигурного катания Тамары Москвиной лучшие на сегодняшний день условия для тренировок в Санкт-Петербурге. Это тоже повлияло на мое решение. В Академии имени Панина-Коломенкина очень много групп, фигуристы из возглавляемой Мишиным школы «Звездный лед» делят каток в «Юбилейном» с хоккеистами, а в клубе Москвиной просто шикарные условия для тренировок.
Как быстро в новых условиях освоили тройной аксель и четверные прыжки?
Первый раз при приземлении с тройного акселя на тренировке выехал месяца через три после перехода к Дайнеко. Четверной сальхов начал исполнять через год после первых попыток. Сейчас включаю в программы четверные лутц и ритбергер.
Допускаете вариант возвращения к Мишину?
Не вижу к этому никаких предпосылок.
После негласного запрета выступления под оригинальную музыку группы Rammstein на контрольных прокатах в начале нынешнего сезона вы стали героем дня. Ожидали, что будет принято такое решение и последует столь бурная реакция на него?
Все произошло настолько неожиданно, что и нужно было быстро принимать решение. И менять программу для контрольных прокатов, и искать русский кавер для музыки Rammstein.
Вам кто-то объяснил, зачем нужно было на контрольных прокатах показывать старую программу, в которую давно внесены все необходимые изменения?
Заявившись на контрольные прокаты, должен был что-то показать. Самым простым вариантом была программа прошлого сезона.
Вы большой поклонник немецкого рока или просто музыка Rammstein хорошо укладывалась в замысел постановщика?
Музыка нравилась Николаю Морошкину, который ставил программу. Себя могу назвать поклонником не немецкого рока, а именно группы Rammstein. Лет в 13 впервые услышал и с тех пор стал их фанатом.
Произвольную программу нынешнего сезона «Портрет Дориана Грея» поставил Даниил Глейхенгауз. Какое впечатление осталось от работы с мэтром из «Хрустального»?
Программу сделали очень быстро, буквально за два дня. Музыку предложил Глейхенгауз, и мне она сразу понравилась. Хотелось чего-то неизбитого и в то же время интересного.
Неужели сейчас можно найти музыку, которая была бы неизбитой, интересной и не звучала на соревнованиях по фигурному катанию через раз?
Если поискать, всегда можно найти. Мне кажется, что у нас с Даниилом Марковичем получилось.
Столь короткое время для постановки программы объясняется тем, что вы оказались на одной волне с постановщиком?
Это был мой первый опыт работы с Глейхенгаузом. С разными постановщиками все происходит по-разному. Иногда программа рождается быстро, иногда – в страшных муках. Новый постановщик – это всегда плюс, который позволяет расти и узнавать что-то новое, попробовать себя в неожиданных образах.
На чемпионате России в Челябинске в декабре 2023-го © Александр Вильф / РИА Новости
Прошлый сезон был для вас самым удачным в карьере. Что он изменил в вашем мировоззрении и отношении к жизни?
Отношение к окружающим людям совершенно точно не изменилось. Пожалуй, добавилось оптимизма и веры в себя. Твердо знаю, что всего можно добиться.
У вас есть принципиальные соперники, которых хотели бы обыгрывать на любых соревнованиях?
Выиграть хочется у всех. У меня ровные отношения со всеми ребятами. Нет такого, как у фигуристов из групп Евгения Рукавицына и Светланы Соколовской, которые проводят совместные сборы, часто общаются и дружат между собой. Сложно с кем-то крепко подружиться, когда видишься только на соревнованиях.
А вне фигурного катания друзья есть?
Тоже нет. Свободного времени не так много, а когда оно появляется, стараюсь побыть вместе с родителями и братьями.
Фигурное катание. Турнир по шоу-программам «Русский вызов» © Александр Вильф / РИА Новости
Весной прошлого года вы участвовали в концерте в Большом зале филармонии Санкт-Петербурга. Как рискнули выйти на легендарную сцену, на которой выступали великие музыканты?
Выступить в филармонии попросил мой педагог из музыкальной школы. Это был юбилейный концерт, в котором принимали участие выпускники разных лет. Отказаться от такого приглашения не мог.
Часто ли сейчас подходите к инструменту?
Когда есть время и настроение. В репертуаре и классика, и что-то вроде Rammstein есть.
В группе Дайнеко вы тренируетесь уже шесть лет. Как менялись взаимоотношения с тренером по мере взросления?
Чем старше становлюсь, тем больше Вероника Анатольевна надеется на мою сознательность. Становлюсь все более полноценным соавтором тренировочного процесса.
Ваш отец – православный священник, но в отличие от некоторых фигуристов сборной России вы никогда не креститесь перед исполнением программ…
Не считаю нужным выставлять напоказ свою веру. Она во мне. Посещаю храм, стараюсь соблюдать пост, но так, чтобы это не мешало переносить тренировочные нагрузки.
Вариант со сменой спортивного гражданства хотя бы в принципе допускаете?
Об этом не думал. Надеюсь, что изоляция российского фигурного катания когда-нибудь закончится и мы вернемся на международную арену триумфаторами. А пока сосредоточусь на российских соревнованиях, которые очень интересны.