33-й розыгрыш Кубка Америки, прошедший в Валенсии в феврале этого года, завершил длинный этап в истории старейшего в мире парусного соревнования. После 15-летнего отсутствия серебряный кувшин, о котором мечтают все профессиональные яхтсмены, вернулся в США. Но триумфальная победа BMW ORACLE Racing стала знаковой не только со спортивной точки зрения. Она подвела итог в двухлетней судебной тяжбе с дефендером Кубка – швейцарской командой Alinghi. Противники наконец-то встретились в море и выяснили отношения в открытой борьбе.
История старейшей парусной регаты восходит к 1851 году, когда в гонке вокруг острова Уайт шхуна America, представлявшая Нью-Йоркский яхт-клуб, победила английские команды. Американцы намного обогнали соперников и выиграли приз Королевской яхтенной эскадры – Кубок 100 гиней, названный впоследствии Кубком Америки (America’s Cup). Всем известна история о том, как королева, наблюдавшая за гонкой, в момент финиша America спросила стоявшего рядом офицера: «Какая яхта идет первой?» «America», – последовал ответ. «А какая второй?» – «Второй нет, Ваше Величество!» – ответил офицер. Преимущество лидера составило 18 минут. Справедливости ради стоит напомнить, что второй пришла Aurora, значительно уступавшая по размерам America. Однако правила гонок того времени не предусматривали пересчета времени в соответствии с габаритами яхт. В противном случае победителем была бы признана именно Aurora.
Владелец America увез трофей домой и подарил его своему нью-йоркскому клубу. В дарственной (Deed of Gift), подписанной в 1857-м, говорилось: «Любой яхт-клуб мира может вызвать владельца Кубка (дефендера) на матч за его обладание». С тех пор эта дарственная и определяет основные правила розыгрыша турнира. Документ также регулирует и отношения дефендера и челленджера (Challenger of Record), которые «по обоюдному усмотрению могут заключить договор об удовлетворяющих обоих дате, месте проведения, курсах и числе гонок, технических правилах и прочих условиях матча».
Во все времена Кубок Америки был пределом мечтаний как профессионалов, так и любителей парусного спорта. 132 года яхт-клуб Нью-Йорка держал эту престижную награду у себя, и претендентов на нее вполне справедливо называли безнадежными оптимистами. Впервые вожделенный серебряный кувшин покинул США в 1983-м, когда в Ньюпорте Алан Бонд привел яхту Australia II к победе. Так Кубок Америки оказался в австралийском Перте и эре бесспорного американского превосходства в яхтинге наконец-то пришел конец.
В том же 1983-м в качестве процедуры отбора претендента на регату был учрежден Кубок Louis Vuitton. И четыре года спустя во Фримантле турнир проводился уже в новом, мультикомандном формате – за право сразиться с дефендером боролись 13 команд, в том числе шесть из США. В финальном заезде американская яхта Stars and Stripes победила австралийскую Kookaburra III, и серебряный трофей вернулся в США, но теперь уже во владение яхт-клуба Сан-Диего.
В 1995-м Team New Zealand под руководством Питера Блэйка и Расселла Куттса выиграла парусную битву у Stars and Stripes. Трофей вновь покинул Американский континент, отправившись в Окленд. В 2000-м «киви» успешно защитили свое владение в матче против итальянской Prada Challenge. После этой впечатляющей победы Куттс и другие яхтсмены покинули новозеландцев и вошли в только начавшую формироваться швейцарскую Alinghi.
В 2003 году этот синдикат во главе с Эрнесто Бертарелли и Расселлом Куттсом в качестве шкипера победил Team New Zealand. Впервые с 1851 года серебряный трофей оказался в Европе. Спустя четыре года Alinghi повторила свой триумф, обыграв в Валенсии все ту же новозеландскую яхту. И с этого момента в новейшей истории самого старого в мире спортивного соревнования начались смутные времена.
Сразу по завершении 32-го розыгрыша Кубка, прошедшего в Валенсии в июле 2007-го, Alinghi подписала договор с новым первым челленджером (Challenger of Record) – испанским яхт-клубом Club Nautico Espanol de Vela (CNEV) и опубликовала протокол будущих соревнований. Однако не всем участникам турнира такая инициатива пришлась по душе. Многие посчитали, что Alinghi пытается монополизировать регату. В частности, среди недовольных оказалась и компания Louis Vuitton, генеральный партнер предматчевых гонок, которая в качестве своеобразного знака протеста отказалась от спонсорства Louis Vuitton Cup.
Американский яхт-клуб Golden Gate Yacht Club, представляющий интересы BMW ORACLE Racing, пошел еще дальше и подал на Alinghi в суд с требованием признать CNEV незаконным первым челленджером. До сих пор главным документом, регламентирующим проведение старейшей парусной регаты, является вышеупомянутая дарственная. А в ней говорится, что первым челленджером может стать только существующий яхт-клуб. Испанский же CNEV был создан недавно и «специально» под конкретный проект – Кубок Америки. Именно этот момент и оспаривали в суде команда BMW ORACLE Raсing и ее владелец Ларри Эллисон, параллельно выдвинув идею проведения матча на многокорпусных лодках.
В марте 2008-го суд Нью-Йорка удовлетворил иск Эллисона и признал испанский Club Nautico Espanol de Vela нелигитимным первым челленджером, передав это право Golden Gate Yacht Club и BMW ORACLE. Команды начали тренировки на катамаранах, а розыгрыш Кубка назначили на март 2009-го. Однако Alinghi с положением дел не смирилась и подала апелляцию. В июле 2008-го ее обжалование удовлетворили, и ситуация вновь замкнулась: испанский клуб опять признали законным первым челленджером. Пытаясь закрепить отвоеванные позиции, Alinghi объявила о подготовке к Кубку в прежнем «групповом» формате. К этому моменту число челленджеров уже достигло 19. Среди них, к слову, находился и российский синдикат.
В свою очередь, BMW ORACLE подала апелляцию на апелляцию. Этот судебный процесс длился целых шесть месяцев. И только 2 апреля 2009-го Апелляционный суд Нью-Йорка принял решение в пользу Golden Gate Yacht Club и признал его первым челленджером в 33-м розыгрыше Кубка Америки. Это судебное решение снова перечеркнуло все инициативы Alinghi, накануне объявившей Валенсию местом проведения гонки. Постановление суда также регламентировало сроки турнира – не раньше чем через 10 месяцев с момента принятия решения, то есть весной 2009-го. Формат регаты судом не определялся и оставался полностью в ведении дефендера и первого челленджера.
К этому моменту Ларри Эллисон и BMW ORACLE уже перестали настаивать на проведении матча «один на один» на многокорпусных яхтах и предложили вернуться к варианту, предполагающему участие всех челленджеров, подавших к этому моменту заявки. Единственное, что не устраивало BMW ORACLE, – правила класса. На их пересмотре синдикат продолжал настаивать, считая, что они были разработаны Alinghi единолично, без учета мнения других участников турнира. Все должно было решиться на встрече команд и их владельцев, упорно не желающих лично обсуждать все спорные моменты.
В конце апреля эпохальная встреча Alinghi и BMW ORACLE наконец-то состоялась: Эрнесто Бертарелли и Ларри Эллисон определили судьбу будущего розыгрыша. Но тут дело вновь приняло неожиданный оборот – SNG и Alinghi отвергли предложение Golden Gate Yacht Club о проведении турнира в групповом варианте на однокорпусных лодках. Теперь швейцарцы настаивали на том, чтобы соревнования прошли на многокорпусниках. «Мы принимаем вызов Golden Gate и готовы сражаться в 2010 году на 90×90-футовом катамаране», – заявило руководство Alinghi, предложив также сделать турнир открытым и для других команд. Эта последняя инициатива швейцарцев вызвала недоумение в парусном мире – стало совершенно очевидно, что если розыгрыш Кубка состоится в 2010-м, то ни у одной из команд не будет времени на постройку катамаранов. Так и произошло.
В начале лета большинство яхт попросту вышли из состава челленджеров, и стало ясно, что 33-й розыгрыш состоится в формате «один на один». Более того, продолжительная судебная тяжба причинила серьезный урон имиджу и значимости регаты и оставила не у дел множество профессиональных команд. Некоторые из них, понеся значительные финансовые потери, могут вообще не вернуться в Кубок. Отказавшись от спонсорства предматчевого турнира, Louis Vuitton учредила собственную гонку – Louis Vuitton Trophy, в которую с огромным энтузиазмом влились синдикаты, оставшиеся «за бортом» Кубка Америки.
Тем временем противоборствующие стороны BMW ORACLE Racing и Alinghi вроде бы договорились, и парусный мир стал с нетерпением ждать матча, назначенного на февраль 2010-го. Однако, увы, это был еще не конец судебного противостояния.
Незадолго до определения времени гонки BMW ORACLE подала очередной иск в суд, оспаривая право Alinghi использовать паруса, произведенные в США. Казалось, что матч вновь перенесут на другое время, но суд сработал быстро, выступив на стороне швейцарцев и решив таким образом и судьбу 33-го розыгрыша старейшего спортивного состязания планеты.
Валенсия встречала Кубок Америки с воодушевлением. Однако размах мероприятия был все же маловат для такого события – сказалась неопределенность в ходе подготовки матча. Да и февраль не слишком подходящий месяц для привлечения зрителей. Тем не менее регату посетило более 200 тысяч человек, что не так уж плохо для «несезона».
За двадцать с лишним лет болельщики успели подзабыть, что такое «классический» Кубок Америки. А отсутствие мультикомандного формата заметно снизило как эмоциональный накал турнира, так и энтузиазм зрителей. Но отчасти все проблемы окупались новыми, доселе невиданными снарядами, на которых разыгрывалась гонка. Катамаран Alinghi и тримаран BMW ORACLE Racing являли собой средоточие всех современных технологий мирового парусного спорта и разрабатывались с единственной целью – победить. О бюджетах, потраченных на их производство, можно было только догадываться, и очевидным казался лишь один факт: с конструкторской задачей обе команды справились превосходно, построив самые быстрые в мире парусные болиды. Дело оставалось за малым – выяснить, какой из них быстрее.
Правила 33-го розыгрыша Кубка также заметно отличались: матч разыгрывался из трех гонок. Первая включала два этапа длиной по 20 миль: один – на ветер, другой – по ветру. Вторая гонка представляла собой треугольник: три отрезка длиной 13 миль каждый. Третью гонку предполагалось проводить по правилам первой и в качестве запасного варианта, в случае если победитель не будет определен в ходе предыдущих заездов. А вероятность такого развития событий отнюдь не исключалась.
И вот наконец катамаран и тримаран непримиримых соперников встретились в море. Их скорости действительно впечатляли. «Яхта» BMW ORACLE «делала» до 30 узлов при ветре 15–17 узлов – и, судя по всему, такие показатели не являлись пределом. Композитный парус-крыло, установленный на тримаране американцев, работал отлично даже на очень слабых ветрах. Но, добившись преимущества в чем-то одном, обязательно где-то потеряешь. Так же и здесь – эти гоночные болиды довольно сложны в управлении, медлительны при маневрах и требуют почти идеальных погодных условий. Опасной для них становится даже полутораметровая волна.
Гонки на этих «яхтах» значительно отличались от того, что мы привыкли видеть на Кубке Америки в последние годы – минимум маневров и отсутствие «ближнего боя». Первый заезд выиграла BMW ORACLE, причем с огромным преимуществом – обогнав соперника на 10 минут. Такого турнир не видел давно, и стало очевидно, что в битве конструкторов победили американцы.
Проиграв первую гонку, хозяин и по совместительству рулевой Alinghi Эрнесто Бертарелли выглядел подавленным – он был уверен во впечатляющих скоростных возможностях своего катамарана. Изо всех сил Бертарелли держал кураж, объясняя, что еще не все потеряно. Однако и он сам, и зрители, и эксперты понимали – техническое преимущество на стороне BMW ORACLE, и оно неоспоримо.
Уже после первой гонки большая часть журналистов засобирались домой, справедливо полагая, что чуда не случится. И они оказались правы – второй заезд вновь продемонстрировал техническое превосходство BMW ORACLE, выдающиеся конструкционные характеристики тримарана и его крыла. Так 33-й Кубок Америки откровенно превратился в соревнование конструкторов, а не команд.
После своей безоговорочной победы BMW ORACLE Racing вернула исторический трофей в США. Шкипер и управляющий команды Расселл Куттс поставил личный рекорд, став победителем в Кубке в четвертый раз. И хотя он и не единственный, кто добился столь впечатляющего результата, это достижение ставит его в особую категорию профессионалов высшего класса. (В 2007 году шкипер Alinghi Брэд Баттеруорт также стал четырехкратным обладателем серебряного кувшина.)
Воодушевленная триумфом команда BMW ORACLE Racing провезла по американским городам выигранный трофей и уже задумалась о следующем турнире. И хотя его финальный матч состоится еще не скоро – по предварительным данным летом 2014-го, процесс подготовки к нему идет довольно активно. Появился и первый челленджер – команда Mascalzone Latino Audi, представляющая римский яхт-клуб. Место проведения 34-го розыгрыша пока неизвестно, но, скорее всего, владелец BMW ORACLE Ларри Эллисон, потративший на завоевание трофея десять лет, захочет организовать его в водах родного яхт-клуба – в Сан-Франциско. «Мультикомандный розыгрыш состоится при наличии абсолютно независимого менеджмента регаты, независимых судей и при открытом обсуждении со всеми командами» – такое заявление Ларри сделал в феврале в Валенсии. Будущие команды-челленджеры, по словам СЕО BMW ORACLE Расселла Куттса, уже начали предварительные консультации о классе турнира. Представители дефендера подчеркивают, что лодка-2014 устроит все команды, а бюджеты синдикатов по возможности постараются минимизировать, чтобы привлечь к регате как можно больше команд. Насколько это вообще реально, увидим в будущем, а пока старейшее в мире парусное соревнование получило новые импульсы и перспективы.