«Формула Renault» – самая престижная гоночная серия, победу в которой одержал пилот из России. Чемпион сезона-2010 Михаил Алешин и сейчас соревнуется в этом турнире, причем у отечественных болельщиков появится возможность воочию наблюдать за его выступлением – 14–15 июля в Подмосковье пройдет первый в истории российский этап соревнований. Об этом знаменательном событии, своих личных пристрастиях в автоспорте и спортивной активности бренда рассказывает руководитель спортивных проектов Renault в России Евгений Мейтес.
Как началось ваше увлечение автоспортом?
Мой папа организовывал гонки, участвовал в создании легендарной команды «КАМАЗ-Мастер». Сейчас в ней выступает мой троюродный дядя Ильгизар Мардеев, а с недавнего времени – и его сын Айрат Мардеев. Так что автоспорт является органичной частью моей жизни. В юности я занимался картингом, выступал в любительских соревнованиях. Это самый доступный способ изучать траектории, понимать устройство автомобиля. Перед моим 18-летием папа спросил, что я хочу получить в подарок: машину или возможность участвовать в гонках. Я выбрал второй вариант и ни разу не пожалел об этом.
В чем выражалась возможность участвовать в гонках?
На тот момент – заявка в чемпионат России по кроссу в классе «Ока-Юниор». Там выступали спортсмены в возрасте от 12 лет до 21 года, все находились в примерно равных условиях.
У участников Renault ELF Logan Cup также похожие по возможностям автомобили…
Девиз этого соревнования – «Лучший среди равных». Автоспорт – технический вид спорта, где при наличии определенных возможностей, чаще всего финансовых, человек может получить преимущество. В принципе это нормально. Но прелесть монокубка в том, что каждый имеет приблизительно равные с соперниками шансы. Поэтому мы жестко ограничиваем доработки, следим за соблюдением технического регламента. Для начального автоспорта это правильный подход. Конечно, в «Формуле-1», где соревнуются производители, равные условия им не интересны с точки зрения маркетинга, рекламы, продвижения бренда. Задача – показать, что они делают лучшие шасси, мотор, коробку передач. По моему мнению, пилот в королевских гонках определяет 25–30 процентов результата. Остальное – машина, команда.
Если цель производителя в том, чтобы доказать превосходство его продукта, то зачем нужны монокубки?
Конкретно Renault ELF Logan Cup призван продемонстрировать, что этот автомобиль надежен не только на дорогах общего пользования, но и на раллийных трассах. Кроме того, через автоспорт продвигается имидж бренда, что прослеживается через глобальную политику компании не только в России, но и в мире: «Формула-1», подразделение Renault Sport, программа поддержки молодых пилотов, национальные монокубки…
Ваше личное участие в Renault ELF Logan Cup – дань должности?
Когда мы только создавали это соревнование, было важно лично понять возможности автомобиля и интерес участников, каким они хотят видеть мероприятие. Правда, со временем я отошел от личного участия в гонках, переключился на организационную работу. Кубок развился до поистине европейских масштабов. Мы предлагаем призовой фонд как на отдельных этапах, так и по итогам всего года, на каждом старте привлекаем локально дилера компании Renault, организующего клиентскую зону с развлекательной программой… Все это требует временных затрат, так что усидеть одновременно в креслах пилота и менеджера не получается.
Какая минимальная сумма необходима для участия в Renault ELF Logan Cup?
Можно как приобрести автомобиль, так и арендовать его. Покупка обойдется в 450 тысяч рублей. От серийной такая машина отличается наличием каркаса безопасности, гоночных сидений, руля, спортивной подвески, блока управления двигателем и системы пожаротушения, а также спортивной коробкой передач. Такой набор регламентируется требованиями безопасности Российской автомобильной федерации, и любой участник соревнований обязуется соблюдать эти требования.
Если человек не хочет покупать автомобиль, он может прийти в команду, у которой эти машины в собственности или управлении, и арендовать. Базовая стоимость – 40–45 тысяч рублей на одну гонку. Всего в 2012 году проводится шесть этапов, так что в материальном плане это весьма доступно.
Как пилот вы участвуете в каких-либо гонках?
В кольцевых автогонках. В России за последнее время появилось три автодрома. Популярность кольцевых автогонок начала снова расти. Мы пытаемся адаптировать Renault Logan с объемом двигателя 1,6 литра к подобным соревнованиям. В прошлом году проводили тестовую работу, настройку машин, поиск технологических решений и в нынешнем продолжим закреплять успех. Так что совмещаю хобби и работу. Для души у меня другое увлечение – сигары. После хорошей гонки это большое удовольствие. Хочу попробовать максимально возможное количество сигар, всегда ищу что-то новое. Стараюсь посещать специализированные фестивали.
Как связаны мировая серия Renault и российское представительство компании?
В Европе это самые популярные гонки после «Формулы-1», и в этом году один из этапов пройдет 14–15 июля на трассе Moscow Raceway. Мы выступаем в роли соорганизатора, планируем за выходные привлечь около 100 тысяч человек. Вход и все развлечения будут бесплатными. Зрители смогут лично пообщаться с пилотами, взять автограф. Команда «Формулы-1» Red Bull Racing привезет свой болид, постараемся, чтобы на нем выступили основные пилоты команды. У болельщиков появится возможность изнутри узнать, что такое автогонки.
Сами вы на болиде «Формулы-1» не катались?
К сожалению, нет. Мои физические данные не способствуют заездам на подобных автомобилях, для них надо быть более миниатюрным. Мое дело – кузовные гонки, ралли-рейды, возможно, спорт-прототипы. Очень хочу поехать на «24 часа Ле-Мана» и «Дакар», причем на последнем надеюсь выступить на джипе, а не грузовике, как вы могли подумать. Надеюсь, через год-два приступить к непосредственной реализации этих задумок.