Скорости Шарджи. Как выглядит «Формула-1» на воде

№1(144)_2019
Текст: Андрей Супранович
2,5-литровые моторы, огромная для водной глади скорость 220 км/ч, 20 пилотов и 8 этапов – все это самые быстрые гонки на воде, которые незамысловато называют «Формулой-1». Их колыбель – Персидский залив и, в частности, Шарджа – эмират, стремящийся выйти из-за спины Абу-Даби и Дубая, завлечь к себе туристов.

История Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) развивалась очень стремительно – в 1950-е в Персидском заливе неожиданно нашли нефть, в 1960-х активизировалось движение за независимость от Великобритании, а в 1971-м образование нового государства ОАЭ совпало с резким скачком цен на черное золото. И пустое побережье, усеянное немногочисленными рыбацкими деревнями, стало стремительно преображаться. ОАЭ идеально подходят для участия в набравших в начале этого года популярность флеш-мобах #10 или  #20yearschallenge – всего пару десятков лет назад здесь было совершенно нечем заняться, но свалившейся с неба нефтью эмиры распорядились более чем мудро. Для начала они стали инвестировать деньги в инфраструктуру – строить дома, больницы, школы, заводы по опреснению воды, а затем занялись экономикой. России есть чему поучиться – еще 20 лет назад доля нефтегазовой отрасли в ВВП ОАЭ превышала 80%, сейчас же она около 30%. Поняв, что запасы нефти иссякнут к 2040 году, в стране занялись развитием бизнеса и туризма.

«Формула» на воде
Понятное дело, что большинство туристов приезжают в ОАЭ в самые большие, богатые и густонаселенные из семи эмиратов – Абу-Даби и Дубай, которые способны предложить самые разнообразные виды досуга. О существовании Умм-эль-Кайвайна большинство из нас никогда и не слышали, а третий по величине эмират Шарджа пока завлекал только морским отдыхом – он располагается на берегах Персидского и Оманского заливов. Но одного моря для стабильного туристического потока мало, поэтому приходится вкладывать деньги в индустрию развлечений, а также зазывать в страну топовые спортивные соревнования. Столичный Абу-Даби заполучил этап самой «Формулы-1» и проводит этап водной «Формулы», в Дубае проходит крупный теннисный турнир. В  Шардже решили не отставать от старших братьев и также взялись за организацию этапа F1H2O – именно здесь и прошло закрытие 35-го сезона лучших водных пилотов мира.
Вряд ли в России любят и знают самых быстрых пилотов мира на воде, хотя в целом F1H2O нельзя назвать экзотикой для нашей страны. В силу своей дешевизны (не нужно тратить миллионы на строительство и поддержание трассы, как для «наземных» гонок), чиновники охотно давали добро на проведение этапов. Часто свою акваторию предоставлял Санкт-Петербург, а в 2011–2012 годах чемпионат приезжал в Казань по протекции самого Рустама Минниханова.
Нынешний сезон состоит из семи этапов – «Формула» стартовала в Португалии в мае, затем были этапы в Лондоне, Эвиане, Китае и Индии, а финишировал год спаренными этапами в эмиратах – Абу-Даби и Шардже. В том, что ключевые сражения принимали ОАЭ, нет ничего удивительного – любящие скорость арабы охотно вкладывают деньги в скоростные болиды, а за чемпионство с самого начала сезона боролись лишь пилоты команды Team Abu Dhabi. В итоге троица Шон Торренте, Эрик Старк и «местный» Тхани аль-Хамзи не отдали соперникам ни одной победы, а судьбу титула в Шардже вполне мог решить случай.

Американский триумф
Проведение этапа F1H2O нельзя сравнить с «королевской» «Формулой» – для соревнований была огорожена лишь небольшая часть акваторий, дорогу вдоль залива даже не перекрыли, а для зрителей выделили лишь небольшую трибуну на 200 человек. Мест для прессы не нашлось вовсе – пресс-центр расположился через дорогу, на втором этаже отеля Hilton, с которого, впрочем, открывался неплохой вид на всю трассу, представляющую собой 2,2-километровый пятиугольник. С трибуны, довольно условно разделенной на зону VIP и обычный сектор, ракурс был похуже, хотя рестарт, вызванный поломкой одного из катеров на первом же круге, все же был лучше виден у воды. В зоне VIP в основном сидели мужчины в традиционных белоснежных дишдашах. Обычные зрители толпились вдали у реки – но зато бесплатно.
Любимцу местной публики Тхани аль-Хамзи, ставшему одним из фаворитов после победы в Дубае, не повезло – он остановился из-за сгоревшего мотора. В борьбе остались лишь единственный американец в F1H2O Шон Торренте и швед Эрик Старк. Последний в итоге выиграл гонку, но для титула победы оказалось недостаточно – Торренте стал третьим, набрав в чемпионате 89 очков. Фатальным в Шардже для него стало бы место ниже четвертого. Это первый триумф 40-летнего уроженца Майами, к которому он шел 12 лет. В нынешнем десятилетии он всего лишь третий чемпион – до этого кубки забирали Алекс Карелла из Италии и Филипп Шьяпп из Франции. Но в этом сезоне обоим не везло.
Итальянец вовсе сумел закончить лишь одну гонку из семи, что очень обидно для обладателя четырех чемпионских титулов и рекордсмена по количеству побед на этапах – их у него 15. Секрет успехов Кареллы прост – в прошлом году он как раз выступал за Team Abu Dhabi, а до этого – за богатых катарцев. На богатстве нефтяных эмиров и шейхов, обожающих скорость, и держится водная «Формула-1». За исключением самородка Кареллы, в пелотоне все пилоты довольно возрастные: тому же аль-Хамзи – уже 41 год, а Шьяппу и вовсе 55 лет. Все-таки довольно сложно уйти из спорта, где есть и скорость, и деньги, а требования к здоровью не так высоки, как в других видах. Проблема только в небольшом количестве зрителей – реклама довольно зрелищной F1H2O пока оставляет желать лучшего, а в последние годы гонки проходят в основном в местах, которые и так избалованы крупными соревнованиями. Случись капиталу ОАЭ уйти из «Формулы» – и серии, продержавшейся 35 сезонов, придет конец.

Итоговое положение в чемпионате F1H2O
1.    Шон Торренте (США) – 89 очков
2.    Эрик Старк (Швеция) –  85
3.    Тхани аль-Хамзи (ОАЭ) ¬– 74
4.    Питер Марен (Франция) – 54
5.    Филипп Шьяпп (Франция) – 42