«Как часто нам приходится жалеть о том, чего мы сами добивались…»
Уильям Шекспир
После зимней спячки российский футбольный медведь предстал на удивление бодрым. Самым наглядным образом подобное утверждение доказывают успехи в 1/16 финала Лиги Европы. Локальные победы, впрочем, не избавили отечественное футбольное хозяйство от присущих ему рутинных горячих проблем.
Для начала – небольшая инспекция опорных конструкций клубов премьер-лиги с целью понять, какие трансферные веяния сегодня в моде в отечественных командах и насколько они уместны в кропотливом деле строительства фундамента для больших побед, которыми каждая из них в той или иной степени грезит.
Национальный опрос
Возьмем паспортную тему. Естественно, неоднозначную. Это сейчас главный тренер «Спартака» Валерий Карпин охотно рассуждает о необходимости доморощенного ядра, а было время, когда он приводил в пример Celta своих времен, в основе которого больше двух игроков одной национальности, в том числе испанцев, не выходило. Правда, клуб из Виго едва ли можно считать в этом плане образцом. Хотя бы потому, что масштабными успехами он так и не отметился. Это был типичный середняк, тогда как «Спартак» вот уже лет двадцать пытается ощущать себя флагманом, а потому и выстраивать политику должен по соответствующим статусу маякам. Не так давно спортивный директор красно-белых Дмитрий Попов, обсуждая эту тему, вспомнил примеры ЦСКА и «Зенита» тех лет, когда они поднимали над головой Кубок UEFA, и в обоих случаях команда имела русский костяк.
Внутрироссийские победы, к слову, имеют тот же рецепт. Вспомним сенсационный прорыв «Рубина»: его основой была местами стихийная, но на удивление прочная конструкция из русскоязычных игроков. Обратим внимание и на следующий факт: начало казанского заката совпало с уходом Реброва, Семака и Бухарова. Наверняка Курбан Бердыев подобную взаимосвязь приметил. Заключая в конце минувшего года новый двухлетний контракт с 36-летним Шароновым, клуб, судя по всему, руководствовался не столько игровыми, сколько ментальными мотивами: с уходом мастодонта раздевалка перешла бы под контроль испанцев. А опора на легион – дело опасное. Как ни хорошо было в Казани тем же Домингесу, Нобоа и Боккетти, все они рано или поздно отправлялись на поиски лучшей доли.
Объемный эпиграф к этому материалу плавно подводит нас к главному ньюсмейкеру РФПЛ не только минувшего межсезонья, но и последних двух лет – махачкалинскому «Анжи». Футбольный проект Сулеймана Керимова как раз и отличается от всех прочих сознательной и акцентированной ставкой на импортный товар. Общественный облик клуба сегодня формирует тройка обожествленных гуру – Гус Хиддинк, Роберто Карлос, Самюэль Это’О. Несущая игровая конструкция прошлой осени базировалась на тех же забугорных опорах – Буссуфа, Ахмедов, Жусилей, Самба. Какие риски имеет подобный подход, показало бегство конголезца. Сумасшедшая покупка Виллиана, кстати, только в эмоциональном смысле может выглядеть компенсацией – стратегически сюжет абсолютно аналогичный. Ведь из Донецка, где он был звездой, бразилец уходил в режиме ультиматума, и наивно полагать, что подобный, к сожалению, достаточно действенный инструментарий останется невостребованным, если парню неожиданно надоест и в «Анжи». И это при несомненных стараниях бухгалтера Хиддинка в выдаче авансов российской молодежи. Но при всем несомненном прогрессе Шатова, Логашова и Смолова увидеть в них костяк клуба, пусть даже будущий, как-то не получается. Равно как и в кумирах локального пошиба Тагирбекове, Гаджибекове или Агаларове. И не потому, что это плохие игроки. Просто вектор клубного развития сориентирован в другую сторону.
Если «Анжи» удастся прорваться к золоту, это событие станет по-своему уникальным. Ибо главные конкуренты махачкалинцев, имеющие куда больший опыт медальных схваток – ЦСКА и «Зенит», несмотря на точечные иностранные закупки, продолжают сохранять российский стержень. Впрочем, и в том, и в другом клубе вино по-прежнему предпочитают крепленое, выдержанное. Со времен европейских триумфов изменений там случилось минимум. Впрочем, в масштабе 11 оставшихся туров фактор возраста следует признать незначительным – отдохнуть успели все.
Если же говорить о приятной перспективе, то одним из фаворитов здесь представляется «Спартак». Обрастающую мясом большую берцовую кость своей команды Валерий Карпин очертил так: братья Комбаровы, Дзюба, Макеев, Паршивлюк, Билялетдинов. Плюс перспективные вратари. А это уже полстостава.
Крайне интересная компания подрастает в «Динамо». Шунин, Гранат, Чичерин, Юсупов, Сапета, Кокорин, Соловьев – при умелом обращении это состав лет на десять. Причем для решения задач не только клубных, но и национальных. Главное – не наломать дров. Практика показывает, что основной риск несет смена собственника: обычно новому патрону редко удается побороть сиюминутное желание не вырастить звезду, а элементарно ее купить. Все возрастающий тон шепота о возможной смене власти в «Динамо» заставляет опасаться новой части Марлезонского балета.
Чем чревато смятение умов в верхах, без микроскопа можно увидеть на примере «Локомотива». Формально русская обойма может показаться весьма многообещающей – фактически же она раздроблена перманентной сменой тренерских курсов. Россияне в Черкизове живут, а вот костяка нет – ни доморощенного, ни какого-либо еще.
Положительные образцы подобного рода, как ни странно, можно отыскать в нижней половине таблицы. Наглядным выглядит пермский случай. Думается, сохранять место в элите и избегать связанных с вылетом угроз местным «реальным пацанам», у которых денег как не было, так и нет, удается в немалой степени благодаря крепкой местной бригаде. В которой, что принципиально, нет шабашников.
Где посадки?
Задуматься об этой и других шероховатостях отечественного мяча, в частности, заставило общее собрание членов РФПЛ, иначе говоря, встреча руководителей клубов элитного дивизиона и ими же назначенных менеджеров. Кроме технических вопросов календаря, который, к слову, до последнего момента толком не был утвержден, и сроков стыковых матчей, на повестке дня оказалась одна проблема: как ограничить доступ нежелательных болельщиков на стадионы. Для этого была окончательно введена и узаконена паспортная система, российское ноу-хау, ибо никто в мире до такого еще не додумался, хотя с хулиганами борются везде и местами достаточно успешно.
Как это сделать практически – проблема клубов. По всей видимости, придется резко увеличить штат кассиров, ведь каждый болельщик теперь должен лично подходить к заветному окошку, а его стоящий в очереди товарищ вынужден запастись дополнительным терпением, поскольку процедура фиксации фамилий будет отнимать дополнительное время. Естественно, вырастут очереди, и, без сомнения, некоторые из не привыкших к союзным пережиткам болельщиков откажутся от сомнительного удовольствия. Аншлаги на стадионах нам как не были нужны, так и не будут. Парадокс: во всем мире руководители футбольных клубов борются за своего болельщика, всячески завлекают его на трибуны, а у нас – создают дополнительные искусственные препоны.
Причем к борьбе с непосредственно хулиганами эта мера никакого отношения иметь не будет – они все равно найдут способ проникнуть на сектор и пронести в себе все, что нужно. Хотя бы будут ходить по чужим паспортам, ведь у полиции не будет времени на входе сличать разноцветные физиономии с документами.
Идея с видеокамерами выглядит куда более разумной, но требует приличных затрат. Нелишним будет отметить, что не все клубы имеют свои стадионы, в связи с чем непонятно, кто будет подобную систему финансировать. Да и как она будет использоваться – тоже загадка. Если особо отъявленные хулиганы не боятся сойтись с ОМОНом врукопашную, то вряд ли эти люди, большинство из которых давно освоили женские мусульманские традиции, испугаются камер.
В целом кампания РФПЛ по борьбе за безопасность на стадионах похожа на работу ради работы по принципу, принятому еще в Советской армии. Главное – доложить, что «меры приняты». А результаты – дело вторичное. Клубы сами должны озаботиться работой с болельщиками и нашли выход из положения. Ведь на трибунах хулиганят фанаты конкретных команд, к тому же объединенные в группировки. Одиночек там практически нет. Вот с ними и нужно работать, поскольку они сами заинтересованы в посещении матчей своих любимцев. Ради них эти ребята тратят свое время, деньги, да и жизнью порой готовы рискнуть. Они должны стать частью клуба. А дружба, навязанная с помощью силовых мер, вряд ли будет прочной.
Проблема хулиганства, впрочем, далеко не на первом месте в списке болевых точек нашего футбола, и странно, что другие темы собрание РФПЛ обошло стороной. Например, одним из пунктов повестки дня был календарь следующего сезона, но никто не удосужился задаться вопросом, по какой все-таки схеме он будет проходить. Можно ли считать опробованную модель «осень–весна» удачной, или эксперимент стоить признать провалившимся. Это важнейший момент, требующий всестороннего обсуждения и взвешенного решения. Особенно в свете слухов из Европы, которая все чаще задумывается о переходе на обратную схему.
Также необходимо менять формулировку «легионер», ибо она расширяет квоту и усугубляет проблему. Почему представители одной страны считаются иностранцами, а другой – нет? Они же не могут выступать за Россию, значит, занимают места доморощенных пацанов. И какое отношение к футболу имеют дипломатические и внешнеполитические аспекты межгосударственных связей, влияющие на эту трактовку?
Есть и иные вопросы, решение которых назрело. Это открытость клубных бюджетов, договорные матчи, которые вроде бы есть, но на самом деле и нет. Или наоборот. Борьба с коррупцией в российском футболе находится в новой фазе, это уже очевидно. Раз уж сам Президент РФ начал с ней бороться. То ли лежащий в Думе закон стимулирует движения на главной сцене, то ли точечные установки президента РФС Николая Толстых, но факт остается фактом – никаких действенных мер по этому поводу до сих пор не принято. Нужны, как говорил Владимир Владимирович, «посадки». А их нет. Очевидно, что те, кто предпочитает не замечать этих проблем, вполне удовлетворены нынешним положением вещей. Или надеются, что удастся оттянуть судьбоносное решение еще на какой-то срок. Жаль только, что это время для российского футбола будет потерянным.
Газовая камера
Когда в товарищах согласья нет, начинается феодальная раздробленность. Первое собрание пресловутой Объединенной футбольной лиги, которая должна прийти на смену исчерпавшей свои ресурсы РФПЛ, не столько прояснило ситуацию, сколько окончательно ее запутало. Планов у организаторов громадье, вот только ответов ни на один серьезный вопрос они так и не дали.
Причины таинственности были очевидны еще до заседания – организаторам просто не хочется отвечать на конкретные вопросы. Им удобнее держать публику в подвешенном марионеточном состоянии, делая декларативные заявления через людей, которые заведомо являются апологетами псевдоидеи. Ход, описанный в классических учебниках по PR и многократно протестированный в большой политике и рекламе. Весьма уважаемые люди безапелляционно заявляют о том, что товар, которым они обладают на эксклюзивных правах, имеет огромную перспективу и значимость. Красные слова и уверенность плюс авторитет ораторов оказывают на публику влияние, сродное общению Каа с бандерлогами.
Но все это работает до той поры, пока не приходит время конкретных действий. Озвученный метод хорош для создания имиджа проекта, но не для его практической реализации. Рано или поздно наступает время, когда нужно отвечать на возникающие вопросы. А вот с этим возникают сложности.
Можно легко заявить, что бюджет новомодной Лиги составит миллиард. Но куда труднее рассказать, откуда он возьмется. Его субсидируют идеологи нового турнира? Но они в основном представляют крупные российские государственные (или частично государственные) компании, которым совершенно незачем финансировать украинский футбол. Им элементарно этого не дадут. Газ Украине как продавался, так и будет продаваться. За деньги. А тут он по факту предлагается бесплатно. Так за что тогда сидит Тимошенко?
Можно утверждать, что доход от трансляций нового чемпионата многократно превысит суммарный медиабонус российской и украинской лиг, но как аргументировать подобную сентенцию? Цифрами – не получится, логикой – тем более. Среднее российское «болото» куда зажиточнее украинской футбольной «жижи», да и рекламные рынки существенно отличаются. Так откуда возьмется рост, если состоятельные клубы России будут разбавлены бедными малороссийскими? Речь ведь идет не только о находящихся на хорошем плаву «Динамо», «Шахтере», «Днепре» и «Металлисте»…
Легко красиво заявить, что интерес к чемпионату России и Украины превысит степень внимания к Лиге Европы. Но как это доказать? У нас, на ограниченном пространстве, – возможно, но в Европе – просто смешно. Не проблема заявить, что в новом чемпионате будет финансовый фэйр-плей, но как объяснить, почему утверждающие это футбольные менеджеры не придерживаются его в рамках российской премьер-лиги?
И уж совсем потешно выглядят утверждения, что глава украинского футбола Анатолий Коньков является единственным врагом светлого футбольного будущего. Об этом можно говорить лишь в режиме монолога, поскольку первый же заинтересованный собеседник вспомнит о Йозефе Блаттере, Мишеле Платини, Николае Толстых и прочих уважаемых и влиятельных футбольных фигурах, свое мнение о «коммунизме» уже давно высказавших.
Список означенных риторических вопросов, которые можно было бы задать организаторам на пресс-конференции, с удовольствием дополнит любой болельщик. И сами апологеты идеи это понимают, посему и по максимуму уклоняются от публичности, делая заявления, что называется, от третьего лица. Хотя сама идея объединения бесспорно красива. Особенно для тех, кто помнит уровень накала в ретро дуэлях украинских и российских клубов. Не все в них было по справедливости, но ностальгия во многих из нас играет исключительно положительной палитрой. Но голова на то и остается головой, чтобы вовремя нажимать на тормоз, когда сердце просит романтики.