Агент Павла Погребняка и Романа Павлюченко Олег Артемов регулярно занимает места на вершине разнообразных рейтингов самых влиятельных людей своей профессии в России. Однако в интервью «Большому спорту» рассуждать о своем месте во всевозможных топах он отказался. Зато охотно рассказал о секретах успеха, поделился информацией о жизненных планах некоторых своих клиентов и уверил: в случае объединения российского и украинского футбольных первенств революции на трансферном рынке не произойдет.
Как вы стали футбольным агентом?
Для того чтобы рассказать об этом подробно, придется написать книгу. Если кратко: на первых порах я помогал одному известному в футбольном мире человеку.
Речь о Владе Светикове?
Давайте не будем называть фамилий. Так вот. Сначала я выступал в роли ассистента, затем понял, что могу справляться с работой самостоятельно и даже более успешно. Так и случилось. Профессионально в футбол я не играл, но окончил спортшколу «Динамо». С детства грезил большим футболом, много знал о нем и мечтал работать в этой сфере. Все зависит от того, как относишься к игрокам: если выстраиваешь с ними правильные отношения, количество клиентов растет. Футболисты ведь делятся друг с другом впечатлениями о сотрудничестве с агентами. Сумел отстоять интересы клиента, помочь ему в какой-то жизненной ситуации – заслужил хорошую репутацию. С некоторыми я дружу. Павел Погребняк в интервью сказал, что агент для него как брат или отец.
Это не мешает в работе?
Когда агент и футболист мыслят на одной волне, это помогает достигать нужного результата и избегать непониманий и конфликтных ситуаций.
Насколько я знаю, Алексей Ребко является вашим партнером в нефутбольном бизнесе.
Это правильная информация. Век футболиста короток – примерно с 20 до 35 лет. Поэтому важно думать о будущем, о том, куда вложить средства, чтобы обеспечить себе достойную жизнь после завершения карьеры.
Многие покупают квартиры…
Это не бизнес. Я советую вкладываться в другое. Туда, где есть стабильность и хорошие годовые проценты.
Вы предпочитаете работать с состоявшимися игроками или же можете начинать с юношей – без гарантии успеха?
Есть такое расхожее выражение о том, что не надо заглядывать футболистам в паспорт. Оно справедливо не только для тренеров, но и для агентов. У всех есть свои плюсы и минусы: и у молодых, и у опытных футболистов. В свое время я начал сотрудничать с десятью футболистами молодежного состава «Спартака» 1990 года рождения. Сейчас из них лишь двое выступают на высоком уровне: один дорос до сборной России, другой стабильно выступает в клубе РФПЛ. Но угадать заранее, кто из перспективных ребят «выстрелит», – практически невозможно. Возьмем в качестве примера некогда считавшегося весьма перспективным Амира Бажева. Сейчас он не является моим клиентом. Я не отказывался от совместной работы, это решение Амира. Если нет взаимопонимания, ничего не получится. Но мы всегда можем созвониться, поинтересоваться делами друг друга.
Вас интересуют игроки ФНЛ?
Конечно, я работаю со многими. И среди них не только молодежь. К примеру, недавно в «Уфу» из «Алании» перебрался Дмитрий Голубов.
Как Роман Адамов решился на переход в чешский Viktoria? Там наверняка скромная по российским меркам зарплата.
Он обеспеченный человек, имеет свой бизнес, поэтому финансовый аспект для него не на первом месте. Рома доволен бытовыми условиями – пять минут езды от дома до стадиона, столько же до ближайшего ресторана. На дорогах мало пробок, приятный город, все отлично.
Вы не испытываете проблем с трудоустройством своих игроков в зарубежных клубах?
А почему они должны возникать? У нас есть партнеры в Англии, континентальной Европе.
Ожидаете революции на трансферном рынке в случае создания объединенной лиги с Украиной?
Это интересный проект, за которым стоят умные люди. Думаю, что пока рано говорить о чем-то конкретном – пока существует лишь идея, которая даже не легла на бумагу. Когда появятся конкретные условия проведения турнира, в частности, информация о том, что будет с лимитом на легионеров, можно будет рассуждать об этом более предметно.
Вы верите в то, что UEFA даст добро на создание такой лиги?
Время покажет. От нас с вами в данном случае ничего не зависит. Мы подстроимся под новую реальность. Я неплохо знаю украинский рынок, недавно мой клиент Виталий Денисов перешел из «Днепра» в «Локомотив». Президентам клубов все равно, кто агент футболиста. Главное, чтобы игрок был качественный. На втором месте – цена.
В «Анжи» за трансферную политику отвечает Герман Ткаченко. При переходе Андрея Ещенко в махачкалинский клуб не вставал вопрос о смене защитником агента?
Нет, конечно. Мы с Ещенко дружим, да и такие методы давно не практикуются. Если спортсмен нужен клубу, точки соприкосновения всегда найдутся. Случаев, когда от необходимого футболиста отказывались только из-за персоны его агента, не возникает.
Если говорить о топ-игроках уровня Халка или Доменико Кришито, какой процент к их зарплате добавляется из-за того, что переход осуществляется именно в российский клуб?
Нельзя говорить о какой-то универсальной формуле определения стоимости футболиста. В зависимости от ситуации: действует или заканчивается контракт, попадает ли человек в основной состав и других факторов, сумма меняется. Конечно, одним из факторов, который влияет на цену, является и страна, куда переходит футболист.
Среди ваших клиентов есть иностранцы?
Да. Эдгарас Чеснаускис, Тадас Лабукас, Сергей Корниленко…
Будь у белорусского форварда российский паспорт, насколько бы выросла его цена?
Сергей – очень добротный, качественный нападающий. В Blackpool до сих пор жалеют, что он покинул клуб. К сожалению, Корниленко не прошел с командой предсезонную подготовку, из-за этого не все сложилось удачно. Буквально через два дня после того, как «Зенит» продал его в «Крылья Советов», мне позвонили из Sunderland: англичане очень хотели приобрести Сергея.
Незнание английского языка существенно сказывается на перспективах россиян в Англии?
Безусловно, такая проблема существует. У Романа Павлюченко были сложности в общении с главным тренером Tottenham Hotspur Харри Реднаппом. Тот же Робби Кин подходил к рулевому, клялся: «Обещаю, что завтра забью»! И получал карт-бланш. Роман не мог поступить так, зачастую не попадал в состав. При этом посмотрите на статистику Павлюченко в лондонском клубе: она весьма неплоха. Павел Погребняк язык учит, ежедневно по два часа занимается с преподавателем. Он мечтал об Англии, и для его семьи, троих сыновей, хорошо, что Погребняк выступает там. Павлюченко лишь полгода не хватило для того, чтобы получить вид на жительство. Павел решил его добиться. Спрос на нападающих такого плана в Великобритании есть всегда.
Роман не жалеет о возвращении в Россию?
Минувший сезон у него не сложился, преследовали травмы. Будем надеяться и прикладывать все силы, чтобы нынешний год был более успешным.
Вам доводилось уговаривать футболистов перейти из «большого» клуба в средний ради игровой практики?
Так было с Дмитрием Тарасовым, сменившим «Спартак» на «Томь». Родители буквально плакали, когда он уезжал. Зато смотрите, кем он стал: выступает в «Локомотиве», вызывается в сборную России и, вот увидите, скоро будет игроком ее основного состава.
Его супруга Ольга Бузова…
Очень красивая девушка. Ее публичность не мешает Дмитрию. Он взрослый человек и умеет отвечать за свои поступки.
Расскажите историю о том, кто не умеет.
Один известный футболист, когда еще встречался со своей женой, постоянно звонил мне в случае их ссоры и просил помирить. Приходилось за него говорить девушке, что ее молодой человек был неправ и извиняется.
Продолжаете общаться с теми, кто уже завершил карьеру?
Конечно. К примеру, Александр Ширко был одним из моих первых клиентов. Сейчас у него свой бизнес, и мы часто встречаемся, общаемся.
Думаете, Ширко реализовался как футболист?
Все люди совершают ошибки. Потом об этом жалеют, но вернуть все назад нереально. Александр был достойным игроком, с именем. Пик его карьеры пришелся на юные годы, но тут уж все индивидуально. Андрей Ещенко, наоборот, раскрылся в достаточно зрелом возрасте. Как говорит уважаемый мною тренер Павел Яковенко, талант должен работать. Павел Погребняк в этом плане отличный пример. Он не столько одарен, сколько работоспособен. Спартаковская юношеская команда 1983 года рождения выиграла в России все, что можно, там была россыпь талантов. А реализовался лишь Павел. Я хорошо знаю его семью, братьев-близнецов. Форвард Кирилл уже заявляет о себе, защитник Николай раскроется в более зрелом возрасте.
Доводилось слышать, что Яковенко дает футболистам супернагрузки, от которых у них потом возникают проблемы со здоровьем…
Это просто бред. Андрей Ещенко, Ренат Янбаев, Олег Иванов прошли его школу в «Химках». И даже Андрей Тихонов! Все у них хорошо. Павел – жесткий, требовательный специалист, и это правильно. Со многими метод пряника не работает.
Есть ли тренеры, при приходе которых в клуб вы советуете своим игрокам искать себе новое место работы?
Фраза «надо найти своего тренера» в пользу бедных и слабых. Необходимо пробиваться за счет характера. Мои клиенты ни разу не оказывались в ситуациях, когда бы я советовал им сменить клуб именно из-за тренера.
Вашим подопечным доводилось страдать из-за опубликованной в прессе недостоверной информации?
Когда Павлюченко выступал в Tottenham Hotspur, подобное случалось регулярно. Роман давал интервью в России, британские таблоиды его переводили. Наша пресса, в свою очередь, воспринимала эту информацию как новую и ретранслировала на русский. В результате получались такие искажения, что пресс-служба клуба хваталась за голову.
Вы отслеживаете, что пишут о вас и клиентах? Например, в «Новой газете»?
Зачем реагировать на всякий бред? Надо быть выше этого. Что плохого в том, что футболисты занимаются бизнесом, вкладывают свои деньги в дело, думают о будущем? Я не вижу в этом ничего предосудительного.
Досье / Олег Артемов
• Родился 22 февраля 1963 года в Москве
• Образование незаконченное высшее техническое
• Агентскую лицензию № 22 получил в 2004 году