Оба пилота Team RFR взошли на подиум в заключительной гонке чемпионата «Мировой серии Renault 3.5». Занявшие соответственно второе и третье места Михаил Алешин и Ааро Вайнио успешно завершили первый и, как выяснилось, последний для российской команды сезон в этих соревнованиях. Совладелец Team RFR Дмитрий Сапгир заявил, что «конюшня» продана испанцам, потому что в данный момент отсутствуют молодые российские спортсмены, для карьеры которых было бы полезно выступать в подобных гонках. Сам Сапгир решил сосредоточиться на поддержке отечественных пилотов в рамках программы «Наша Формула».
20 пилотов «Формулы 1», среди которых лидеры нынешнего сезона Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо, пришли в королевские гонки из «Мировой серии Renault». Последовать их примеру мечтают десятки спортсменов, среди которых есть и россияне. Правда, до 2012 года все наши соотечественники вынуждены были выступать за иностранные «конюшни»: лишь минувшей весной было объявлено о создании полностью российской команды. Ее владельцами стали несколько частных лиц, один из которых, Дмитрий Сапгир, прежде вкладывался во французскую KMP Racing. Ее лицензию и получила новообразованная Team RFR. «Russia France Racing выступает по российской лицензии и под нашим флагом, приоритет всегда отдается отечественным гонщикам», – утверждал Сапгир на презентации проекта. Правда, базироваться спонсируемая компанией «Газпромнефть – смазочные материалы» и ее брендом моторных масел G Energy команда стала во Франции, из этой же страны были инженеры и технические специалисты.
ЧТО ТАКОЕ «НЕ ВЕЗЕТ»
Места основных пилотов достались Антону Небылицкому и Михаилу Алешину. Первый к моменту старта сезона провел в «Мировой серии Renault» для автомобилей с объемом двигателей 3,5 литра три полных года, однако ни разу не вошел в первую десятку в общем зачете. Алешин в 2010 году стал чемпионом и не без оснований рассчитывал попробовать себя в «Формуле 1». Однако амбиции пилота не были подкреплены финансами, а без них, как известно, новичкам в самые престижные автомобильные соревнования хода нет. Вот и пришлось Михаилу в 2011 году испытать себя сразу в нескольких «младших» сериях: гонялся там, где на это хватало бюджета.
Именно Алешина имел в виду Сапгир, говоря перед стартом сезона о том, что команда будет «бороться за подиумы и победы». Однако получалось не слишком удачно. Небылицкий, от которого ждали лучшего результата, по ходу сезона ни разу не финишировал выше 13 го места, а в большинстве гонок вовсе не добирался до финиша. И досрочно покинул команду. «Никто Антона не выгонял, решение расстаться приняли совместно», – утверждает Дмитрий Сапгир. И добавляет: «Все годы, что мы его поддерживали, ждали большего. Однако к моменту, когда стали им заниматься, предыдущие менеджеры Антона совершили все ошибки, которые можно было. Он ездил не там и не так, как полагалось. Мы пытались исправить ситуацию, но все не так просто». По словам совладельца Team RFR, «для Небылицкого сейчас единственный вариант – поехать в Америку, попробовать себя там».
Становившемуся победителем сезона Алешину на огрехи в подготовке сетовать вряд ли уместно. Однако и Михаил, несмотря на несомненный класс, вплоть до заключительного этапа в Барселоне, до подиума не доезжал. «Перед началом сезона я ожидал лучшего результата в плане заработанных очков. Но было слишком много технических сходов, связанных в основном не с работой команды, а с запчастями Renault. Причем проблемы случались не только у нас. Подозреваем, что большая их часть связана с электрикой», – рассказал гонщик автору этих строк перед стартом, как позже выяснилось, самой успешной для себя гонки в сезоне.
ЗАПОЗДАЛЫЙ ПОДИУМ
По регламенту «Мировой серии Renault» за уик-энд проводятся сразу по два соревнования в каждом классе. С утра в субботу – квалификация, днем – борьба за очки, начисляющиеся по той же системе, что и в «Формуле 1». В воскресенье – все сначала.
21 октября на Circuit de Catalunya стало днем Алешина. Россиянин выиграл квалификацию, а затем оказался вторым в гонке, не без труда отбив атаки своего партнера по команде Ааро Вайнио. 19 летний финн, менеджером которого является сын президента Международной автомобильной федерации (FIA) Жана Тодта, Николя, в сентябре заменил Небылицкого и сразу стал показывать результат. В двух предыдущих гонках Ааро набирал очки, а в Барселоне заехал на подиум. И, проведя менее половины сезона, стал вторым в зачете гонщиков дебютантов. Правда, на этом сотрудничество россиян с финном завершилось. В следующем году Вайнио намерен продолжить выступления в «Мировой серии Renault 3.5» за другую команду, а в дальнейшем хочет попробовать себя в «Формуле 1». Можно с уверенностью сказать, что с таким менеджером небесталанный спортсмен своего добьется.
ДЕНЕЖНЫЕ РАСКЛАДЫ
Будущее же Алешина пока туманно. Российские владельцы Team RFR продали права на участие в соревнованиях испанской AV Formula, а значит, Михаилу придется искать себе нового работодателя. «У меня есть предложения из нескольких серий. Нужно получить достаточно вариантов, чтобы было из чего выбирать. Все зависит от разных факторов. Мне интересно многое. Например, “24 часа Ле-Мана”. Но только после “Формулы 1”. Пока есть шанс туда попасть, буду соревноваться в гонках с открытыми колесами», – уклончиво отвечает на вопрос о планах Алешин. Но проговаривается, что определяющим моментом является финансовый: «В любой команде “Формулы 1” бюджет формируется в том числе и за счет денег, которые приносит пилот. Если ты хороший гонщик, команда запрашивает одну сумму, плохой – в полтора-два раза больше. Даже Кими Райкконен в нынешнем сезоне также привлек своих спонсоров в Lotus F1 Team, некоторые компании пришли под его имя».
Финансовый вопрос волнует и Дмитрия Сапгира, утверждающего, что «ситуация становится все хуже и хуже»: «Несколько лет назад в “Формуле 1”, чтобы ездить в нормальной команде, нужно было заплатить 10–15 миллионов, теперь такие латиноамериканцы, как Пастор Мальдонадо и Серхио Перес, подняли планку до 25–30 миллионов евро. В GP2 бюджет всего в полтора-два раза выше, чем в “Формуле Renault”, но для спонсоров это тупиковая ветвь. Серия организована в пользу нескольких людей, ее не показывают по телевидению». По словам бизнесмена, «все больше и больше европейских гонщиков и менеджеров начинают смотреть за океан, в Америку, на IndyСar. Там не такие большие бюджеты, и если хорошо ездить, можно зарабатывать. На гонки собирается по 300–400 тысяч зрителей, “Формула 1” может только завидовать таким показателям».
СТАВКА НА МОЛОДЫХ
Впрочем, в самое ближайшее время вкладываться в американские автогонки Сапгир не планирует. Равно как и обзаводиться новой «конюшней» в «Мировой серии Renault 3.5». «Болид здесь стоит около 300 тысяч, две машины – минимум 500 тысяч. Годовое обслуживание – от 2 до 3 миллионов евро. Приобрести команду или некий процент в ней не проблема – сложно сделать ее лучшей: количество инженеров топ-уровня ограниченно, нужны средства… К тому же на следующий год нет молодых отечественных гонщиков, которые могут участвовать в этом классе. А для нас приоритетом всегда была поддержка россиян, команда – лишь инструмент для реализации этой цели, – рассказывает бизнесмен. – Будем заниматься помощью молодым гонщикам по программе «Наша формула», которой руководит отец Михаила Алешина, Петр. Там мы собрали едва ли не всех самых талантливых юных пилотов страны. На следующий сезон один из них поедет в “Формуле Renault 2.0”, остальные – в картинге. Для всех будем искать сильные команды».
Однако наиболее перспективный молодой российский пилот нашел себе других протеже. C 2010 года Даниил Квят является участником молодежной гоночной программы компании Red Bull и в составе одноименной команды боролся за титул чемпиона «Формулы Renault 2.0». Перед последней гонкой в Барселоне 18 летний уроженец Уфы уступал лидировавшему в общем зачете Стоффелю Вандорну 14 очков и, после того как бельгиец вылетел с трассы, имел реальную возможность выиграть титул. Однако в команде ошиблись с выбором резины, начав гонку, в которой не предусмотрено пит-стопов, на дождевой. Соперники же были на сликах, и по мере того как трасса подсыхала, получали преимущество в скорости и обгоняли Даниила. Квят финишировал восьмым, в то время как для завоевания титула должен был приехать в первой тройке. Впрочем, и второе место в общем зачете – отличный результат для спортсмена, который на два года моложе двух других коллег по тройке призеров. В следующем году Даниил планирует продолжить выступления в этом классе, а в дальнейшем ставит своей целью попасть в «Формулу 1».
СОЧИ КАК ШАНС
Впрочем, к 2014 году, когда на территории России впервые пройдет этап королевских гонок, Квят вряд ли дорастет до такого уровня. И может случиться, на стартовой поляне в Сочи не будет ни одного нашего соотечественника. Дмитрий Сапгир видит в таком развитии событий шанс для российского автоспорта: «Ситуация может измениться, когда в России проведут этап “Формулы 1”. Власти увидят, что там нет наших гонщиков и поэтому зрителям неинтересно. Станут давать им гранты, чтобы ехали в сильнейшей гоночной серии, “назначат” спонсором какую-либо крупную корпорацию. Когда в стране проводится чемпионат мира по футболу или другому виду спорта, команда-хозяйка автоматически получает путевку, иначе зрителям будет неинтересно. Чем “Формула 1” отличается?»
«Формула Renault 3.5». Итоги сезона 2012 года
Чемпионат пилотов
1. Робин Фрейнс (Нидерланды, Fortec Motorsports) 189 очков
2. Жюль Бьянки (Франция, Tech 1 Racing) 185 очков
3. Сэм Берд (Великобритания, ISR Racing) 179 очков
13. Михаил Алешин (Россия, Team RFR) 46 очков
17. Даниил Мове (Россия, P1 Motorsport) 29 очков
18. Ааро Вайнио (Финляндия, Team RFR) 27 очков
20. Николай Марценко (Россия, BVM Target) 13 очков
Антон Небылицкий (Россия, Team RFR) и Сергей Сироткин (Россия, BVM Target) очков не набрали
Командное первенство
1. Tech 1 Racing (Франция) 234 очка
2. Arden Caterham (Великобритания) 229 очков
3. Fortec Motorsports(Великобритания) 224 очка
10. Team RFR (Россия) 73 очка