Перипетии городской гонки в Вила-Реале, что в 120 километрах к востоку от Порту, болельщикам LADA Sport наверняка уже известны, так что подробно описывать происходившее на трассе смысла нет. Куда интереснее заглянуть за кулисы (читай – боксы) и посмотреть, чем же живет дружный интернациональный коллектив с русским лицом во время гоночного уик-энда.
Время на подготовку
Все начинается еще в среду, а если этап далеко за океаном – и того раньше. Команда слетается в место проведения соревнований со всех краев Европы – руководство прибывает из Москвы, пилоты – из дома или прямиком из Маньи-Кура, где у LADA Sport располагается база. На европейские этапы оттуда же приезжают грузовики с самым главным – машинами, запчастями и инструментами. Пока пилоты выходят на прогулку пешком по трассе с инженерами (нужно досконально изучить каждый поворот), механики начинают подготовку.
Первым делом возводятся боксы, раскладываются инструменты, кладется ровный пол. Механики получают от гоночных инженеров диски с настройками на грядущую гонку, при необходимости меняют тормозные диски, пружины и другие детали.
В пятницу в дело вступают пилоты – первая практика на треке обычно занимает около получаса. По ее итогам вносятся изменения в настройки, после чего начинается проверка: так называемые наблюдатели проверяют автомобиль на соответствие регламенту.
Суббота – самый насыщенный день для команды. В первой половине дня проходят еще два свободных заезда, каждый по полчаса, по итогам которых машину готовят к квалификации. В промежутках между заездами команд WTCC на трассу выходят представители «гонок разогрева», о большинстве которых даже посвященные журналисты слышали впервые. Гоночную программу открывал LCC Legends Cup. На трассу высыпали машины, которые, пожалуй, куда органичнее смотрелись бы в Калуге или Твери, – Ford Sierra и Mercedes E190, Toyota Corolla и Opel Kadett, все, как водится, тысяча девятьсот лохматого года выпуска. Гонщики-любители порой весьма комично сталкивались на очевидно тяжелой для них трассе, чем явно радовали редкую публику. Интересно, что во время таких гонок пилоты могут забежать «в гости» к командам WTCC и одолжить болт, гайку или мелкую деталь для сломавшегося болида. Правила этого не запрещают.
Затем начались заезды на Nissan Sunny и Fiat 500, которые выглядели как «Шоу Бенни Хилла», и чемпионат Португалии, где уже сражались Porsche и даже прототипы. Внимание публики к нему было обусловлено прежде всего тем фактом, что португальское первенство предшествовало параду на гонках WTCC. Конечно, этот парад нельзя сравнить с аналогичным шоу на 24‑часовых марафонах, но небольшая поездка по городу на открытом автобусе тоже весьма тепло принимается зрителями, как и последующая автограф-сессия. Правда, в Вила-Реале большая часть зевак стояли в очереди за заветным росчерком местной звезды Тьягу Монтейру, тогда как ярко-желтые «ладовцы» пользовались меньшим успехом.
Как и в «Формуле‑1», квалификация в WTCC состоит из трех сегментов – из первого во второй переходят 12, а в третий – всего 5, причем в третьем машины стартуют по очереди, не мешая друг другу. Важно также попасть в десятку по итогам сессии, ведь во второй воскресной гонке оказавшиеся в топ‑10 меняются местами на старте, так что пилот, занявший 10‑е место, стартует с поул-позиции. Во время квалификации у механиков кипит работа – гонщики раз за разом возвращаются в боксы, чтобы сменить резину, ведь на одном и том же комплекте больше одного быстрого круга выдать не получается. Правда, порой колеса просто меняют местами, переставляя слева направо и наоборот. После квалификации пилоты отправляются набираться сил и настраиваться на грядущую гонку, а команда остается колдовать над настройками.
Двойная гонка
У каждой из трех машин LADA Sport – четыре механика, один из которых главный. Он распределяет обязанности, дает задания, но работает с остальными наравне. Каждый из четверки способен делать любую работу, тем не менее роли в команде четко распределены. Впрочем, механики не занимаются моторами – это поле деятельности давнего партнера команды французской фирмы Oreca. Ее работники и обслуживают силовые агрегаты. За шинами также пристально следят представители компании Yokohama. Кстати, у каждого авто пять своих комплектов колес, и меняться ими категорически запрещено. Как-то механики в запарке случайно перепутали одно из колес, и команду ждало наказание.
В день гонки у механиков работы меньше, чем обычно. Во время соревнований на пит-стоп никто не заезжает, если не происходит форс-мажора. Первая гонка в Вила-Реале вообще стала одной из самых скучных в истории: после борьбы на старте за все 13 кругов дистанции не состоялось ни одного обгона! Но несколько машин все равно заезжали в боксы, чтобы попытаться устранить кое-какие неполадки, – впереди ждал второй заезд дня, к которому нужно было подойти во всеоружии.
Между двумя гонками вновь проходят соревнования различных минорных серий, а машины WTCC стоят обклеенные стикерами «не трогать, не открывать» – любые изменения запрещены. Лишь незадолго до старта дается пять минут на заправку болида (команда выходит в огнеупорных костюмах и с огнетушителями). Затем еще десять минут на устранение мелких повреждений и замену резины – и на старт! Впрочем, если авто попало в аварию в ходе первого заезда, то FIA может разрешить попытаться его починить. Но без штрафа тут не обойдется – восстановленному спорткару придется уступить несколько мест на стартовой решетке.
Вторая гонка в Португалии явно прибавила команде седых волос. Имея неплохую позицию на старте, Ник Катсбург долгое время ехал на вожделенном третьем месте, но в итоге разбил машину. Еще раньше из-за контакта LADA Sport потеряла и автомобиль Яапа ван Лагена. До этих происшествий в планах у механиков были сборка четвертого авто для тестов в Маньи-Куре и последующая короткая побывка дома перед азиатским турне. К сожалению, планы пошли прахом: до отправки машин в Японию оставалось чуть больше недели (за перевозку на корабле отвечает компания DHL), так что все свободное время ушло на восстановление болидов. А старт следующего этапа намечен на 11 сентября: гонщиков LADA Sport и всего WTCC примет японский трек Twin Ring Motegi. Покой им только снится.