- Родился 22 мая 1987 года в Москве
- Чемпион России 1998, 1999, 2000 годов по картингу
- В 2009 году занял третье место в общем зачете чемпионата «Формулы-2»
- Чемпион мировой серии Renault 2010 года, победивший в сложнейшей дуэли с действующим пилотом «Формулы-1» Даниэлем Риккардо
- Стал первым российским пилотом в IndyCar, по итогам сезона 2014 года занял 16-е место в зачете, в 2015 году – 33-е место, в 2016 году – 16-е место
- Дважды финишировал на подиуме в гонках IndyCar
В квалификации в Индианаполисе был показан 13-й результат. Это хорошо или плохо?
Планировали быть в десятке или даже выше, но почему-то вся команда в квалификации чувствовала себя хуже, чем обычно, и оказалось, что 13-е место – это лучший результат. С другой стороны, место на старте не так ценно, намного важнее то, как машина себя будет вести в гоночных условиях. Квалификация показывает лишь, кто может быть быстрым, но держать скорость на протяжении двухсот кругов не так-то просто. Indy 500 выигрывают и с последнего места, и с отставанием на круг. Самое главное, чтобы машина вела себя хорошо по ходу всей дистанции, чтобы была стабильной. Это и есть залог успеха.
Как вы корректировали тактику на гонку, исходя из результата квалификации?
Чем ближе ты стартуешь к началу, тем больше расходуешь топлива, и наоборот. Это основное отличие. Когда ты едешь позади десяти машин, то расходуешь намного меньше бензина, потому что находишься постоянно в разреженном воздухе.
Как проходила подготовка к главной гонке этого сезона?
Был очень напряженный график. Много работы с прессой и со спонсорами команды. Если честно, свободного времени почти не выдавалось, его едва хватает на то, чтобы поесть. С утра выезжаешь из дома, возвращаешься вечером часов в 11 и думаешь только о том, чтобы побыстрее уснуть. Потому что сон в таком адском режиме – самое главное.
Вас не раздражало, что в этом сезоне почти все внимание было приковано к одному пилоту – гонщику «Формулы‑1» Фернандо Алонсо?
Совсем не раздражало, наоборот – я ему сочувствовал. Я далеко не Фернандо Алонсо, но мне очень тяжело от внимания прессы и болельщиков. Даже не представляю, каково ему – чемпиону «Формулы‑1». Несмотря на то что он участвовал в первый раз, ехал сразу за очень хорошую команду, чаще других выигрывавшую Indy 500. При этом Алонсо – очень быстрый пилот, здорово себя показал. Для него это был вызов – всю жизнь ездить по правилам FIA, когда безопасность превыше всего, а потом приехать сюда и со скоростью 400 км/ч наяривать вокруг стен без всяких зон безопасности. Алонсо в любом случае большой респект, надеюсь, ему понравилось.
Для вас эта Indy 500 – третья гонка. Ощущения уже не те?
Всегда должны быть положительные эмоции от того, чем ты занимаешься, иначе пора менять род деятельности. От Indy 500 эмоции всегда зашкаливают! Когда я приехал сюда три года назад, это был мой первый «овал» в жизни. И сразу Indy 500! Сейчас уже поднакопил опыта, но легче не стало, потому что более сильные соперники появились.
13-е место расстроило?
Машина вела себя отлично, я постепенно пробирался вперед, но контакт испортил все планы. Очень расстроился, но пытался продолжать борьбу. Конечно, очень обидно – сидели две недели на этой трассе, разрабатывали сценарии, рисковали, а финал получился смазанным. Я не удовлетворен результатом – по силам было финишировать в первой пятерке.
Как реагировали на столкновения соперников?
На скорости 370 км/ч невозможно быть готовым ко всему. По рации подсказывали, конечно, как объезжать обломки машин. Но где-то и повезло – ведь если перед тобой кто-то приезжает в стену, ты уже не можешь увернуться.
Победа Такуми Сато вас не удивила?
Могу его только поздравить – триумф абсолютно заслуженный. Сато талантлив, работяга, давно выступает в Indycar. На гонке он не совершил ни единой ошибки, и я за него очень рад.
Из-за участия в Indy 500 вы пропустили текст команды SMP Racing перед «24 часами Ле-Мана». Как собираетесь наверстывать упущенное?
Наверстаю непосредственно перед самим 24-часовым марафоном. С машиной я знаком, не думаю, что возникнут какие-то проблемы. В этом году еду в экипаже с Сергеем Сироткиным и Виктором Шайтаром в классе LMP‑2. Мы рассматриваем эту гонку как подготовку к следующему году, когда будем выступать уже в классе LMP‑1. Но, учитывая состав пилотов, SMP Racing может победить и в этом году. Сироткин пока не очень натаскан на гонки на выносливость, но он умен и быстр, так что никаких проблем не возникнет. Будет круто.
Перед гонкой вы отметили 30-летие. Как отметили праздник?
Честно говоря, все прошло очень спокойно. Никакого пафосного мероприятия. Во-первых, на него не было времени, во‑вторых – отсутствовало и желание. Мы спокойно с девушкой поужинали дома, я задул свечи на торте, и на этом все закончилось, потому что на следующее утро нужно было рано вставать. В общем, не повезло с днем рождения, потому что, если говорить о нормальном человеческом праздновании, то, конечно, с гонками такое несовместимо.
Последние четыре года вы много времени проводите в США. Круг общения сложился?
Все друзья у меня в Москве. А здесь есть знакомые, есть с кем пообщаться, другое дело, что времени на это нет. Только в августе могу его выкроить, а в течение сезона ураган различных мероприятий. Обычно я приезжаю с гонки, на следующий день – совещание в команде, потом – работа с прессой и так далее, а потом уже пора уезжать на новую гонку.