«Дакар» – мечта. «Дакар» – вызов! Ежегодно около 1000 спортсменов со всего света пытаются бросить вызов самим себе; за торжественным стартом наступают тяжелые изматывающие будни, которые ломают крепкие и выносливые организмы, заставляя усомниться в силе воли и собственных возможностях. Но чем труднее путь, тем желаннее награда. Именно поэтому на протяжении вот уже 42 лет «Дакар» – это мечта всех мальчишек вне зависимости от возраста и материального положения.
На старт в седьмой раз выйдет и мастер спорта международного класса, основатель команды Snag Racing, первый россиянин – победитель «Дакара» в категории Quad Сергей Карякин. Пилот поделился с «Большим спортом» своим опытом участия в ралли-рейде.
Саудовская Аравия, на западе граничащая с Красным морем и с Персидским заливом на востоке, станет 30-й страной, по территории которой пройдет «Дакар». Марафон, болельщикам старшего поколения известный как «Париж – Дакар», к столицам Франции и Сенегала давно отношения не имеет. С 2009 года он проходил по территории Южной Америки, и вот, спустя 11 лет, вновь переезжает – поближе к родной Африке.
Старт гонки будет дан 5 января в Джидде – деловой столице Саудовской Аравии. Со 2 по 5 января экипажи пройдут административные проверки и техническую инспекцию. После торжественного старта участников ждут 12 дней тяжелых испытаний и только один день отдыха. Финиш состоится 17 января в Аль-Киддии, недалеко от столичного Эр-Рияда. Общая дистанция трассы 7856 км, из них на спецучастки – 5097 км.
На гонку заявлен 351 боевой экипаж (в Перу в 2019-м было 334): 170 мотоциклов и квадроциклов, 134 автомобиля и багги, 47 грузовиков. На старт выйдут 13 женщин, включая тандем Камелии Липароти и Аннетт Фишер.
Категория SxS
В категории SxS, которую также называют Т3, участвуют мотовездеходы side-by-side. экипаж здесь состоит из двух человек – пилота и штурмана. На протяжении пяти лет я выступал в зачете Quad (квадроциклы), а в этом году пересел в SxS. На «Дакар» эта категория появилась недавно, и за несколько лет набрала популярность. Если в 2017 году на старте было не более десяти экипажей, то в 2020 году желающих выйти на старт в четыре раза больше. Заявлено 42 экипажа из Бразилии, Испании, Португалии, США, Италии, Франции, России и других стран. Более того, для 22 экипажей этот «Дакар» станет дебютным. Наша команда Snag Racing будет представлена на марафоне двумя экипажами – #411 (Сергей Карякин / Антон Власюк) и #443 (Алексей Шмотьев / Андрей Рудницкий).
Кроссворд в пустыне
Расскажу подробнее о правилах. На ралли-рейдах за много лет они практически не изменились: в гонке побеждает экипаж, который максимально быстро и верно проходит подготовленный организатором маршрут, не собрав при этом много штрафов за нарушения правил. Задача пилота – ехать быстро и сберечь машину, штурмана – указать правильное направление движения. Его главный помощник в этом роадбук, он же легенда, он же дорожная книга. В этом блокноте формата А5 схематично изображен маршрут предстоящего спецучастка. В зависимости от протяженности в нем может быть от 10 до 200 страниц. Для непосвященных роадбук выглядит как набор непонятных символов, которые никак не смогут помочь в пустыне. Но на самом деле смысла в этих рисунках и цифрах более чем достаточно. Каждая позиция (а их 5 на каждой странице) обязательно включает в себя следующую информацию: расстояние от старта спецучастка, расстояние от предыдущей позиции, а также привязка на местности, за которую может «зацепиться» глазами штурман. Дерево, поворот, разветвление дорог, камень, колодец… Все это изображено устоявшимися символами, которые именуются лексикой роадбука. Большинство принятых обозначений стандартные, общемировые, но есть и специфические, свойственные автору данной «книги».
Один из самых сложных и важных элементов ориентирования на местности – курс. Это тот случай, когда гонка проходит в пустыне, и из ориентиров на местности только песок. В каждой машине, участвующей в соревновании, обязательно должен быть спутниковый компас. И, экипаж, как на корабле в море, должен найти верное направление. К примеру, позиция в дорожной книге выглядит следующим образом: 900 метров ехать курсом 140. Значит, штурман должен показать пилоту направление, соответствующее 140 градусам, и постараться придерживаться его. На деле это достаточно сложно, так как идеально прямо по дюнам проехать невозможно. Объезжая препятствия на пути, одометр наматывает лишние метры, кроме этого, приходится постоянно ехать вверх-вниз по дюнам, вправо-влево, немного сбиваясь с верного направления. Штурману нужно точно высчитать, какое расстояние пройдено и насколько точно экипаж движется по отношению к указанному курсу. Не забывайте, что это все происходит на скорости примерно 130 км/ч при температуре свыше 30 градусов, а в шлем летит если не песок, то пыль или даже грязь.
Со временем спортсмены учатся не только находить верное направление в пустыне, но и «читать» дюны. Есть несколько правил, которые позволяют определить, какая дюна ждет экипаж: характер гребенки, твердость песка, как падает солнце на дюну и многое другое, что опытные спортсмены понимают на интуитивном уровне. Характер дюны напрямую зависит и от региона, в котором проходит гонка. Самые сложные и коварные в Перу – сказывается близость океана и постоянная смена направлений ветра. Там никакие правила чтения дюн не работают, а, значит, внизу экипаж может ждать и отвесная стена, и опасный спуск. А вот, к примеру, в ОАЭ, где часто проходят соревнования, дюны друг на друга похожи, они легко читаемые и «раскатистые». Они позволяют держать высокий темп. Ездить по таким одно удовольствие.
Заявка на участие
Регистрацию на соревнования открывают в мае-июне, в этом году стоп-дата приема заявок – 1 ноября. Заявить нужно всех: механиков, менеджера, даже друзей, которые просто приехали поддержать.
Организатор «Дакара» – французская компания Amaury Sport Organization – предъявляет определенные требования к участникам. Если у претендента нет опыта участия в международных соревнованиях по ралли-рейдам, то скорее всего, в допуске к старту будет отказано. «Дакар» – сложная гонка как физиологически, так и психологически. Она выматывает, заставляет доходить и даже преодолевать предел собственных возможностей. Жара, пыль, пески, пустыня, сложная дистанция – в совокупности все это очень непросто. Наверное, нет тех, кто не хотел бы в определенный момент все бросить.
Организаторы соревнований предъявляют высокие требования не только к технике и экипировке участников, но и следят за тем, чтобы в случае необходимости экипаж мог выжить в пустыне в течение нескольких дней. На борту обязательно должен быть запас воды из расчета 5 литров на человека, энергетические батончики, а также спички, фонарик, спасательное одеяло-покрывало.
Одежда спортсменов должна быть омологирована (не возгораться) и отвечать высоким требованиям безопасности. Омологированным должно быть все: комбинезон, термобелье, обувь, перчатки, нижнее белье.
Как за нас болеть
С нами на гонку едут журналисты, мы будем каждый день публиковать фото, видеоматериалы, а также самые интересные подробности мероприятия. Найти нашу команду можно во всех социальных сетях по «нику» – @snagracing. Мы постараемся сделать все возможное, чтобы привести в Россию еще как минимум одного бедуина – трофей за призовое место на «Дакаре».