Шестой по счету российский ралли-марафон «Шелковый путь» выходит на дороги России с большим опозданием. Пятый «Путь» состоялся аж два года назад, и лишь в этом году сверхпопулярная гонка вновь появилась в международном календаре. В преддверии долгожданного старта «Большой спорт», выступающий в роли информационного партнера команды «КАМАЗ-мастер», вспоминает события предыдущих ралли-рейдов и анонсирует маршрут грядущего, который пройдет по территории России, Казахстана и Китая.
Первый в истории «Шелковый путь» также проходил по территории России и Казахстана, а финишировал в столице Туркменистана Ашхабаде. Маршрут пролегал в том числе по знаменитой пустыне Каракумы. Важно, что первое же ралли официально получило статус Dakar series, что означает соответствие уровня организации гонки стандартам знаменитого «Дакара».
«КАМАЗ-мастер» выступал на марафоне шестью гоночными экипажами. В первой половине гонки лидировал Владимир Чагин, однако он потерял почти три часа из-за поломки колеса и не смог навязать борьбу за титул, даже несмотря на три победы на этапах. В итоге первый в истории «шелковый» трофей достался экипажу его коллеги Фирдауса Кабирова. Помимо пилота в составе экипажа были Андрей Мокеев и Анатолий Танин. Интересно, что в зачете автомобилей свою первую победу на ралли-рейдах одержал легендарный гонщик Карлос Сайнс.
Второй ралли-рейд был посвящен Олимпийским играм в Сочи, право на проведение которых Россия получила на излете 2009 года. Немудрено, что маршрут финишировал в будущей олимпийской столице, а стартовали в Санкт-Петербурге. Гонка прошла через Липецк, Волгоград, Астрахань, Элисту и Ставрополь. Символичные 2014 км из 4500‑километрового маршрута пришлись на спецучастки. В легковом зачете второй раз подряд победу одержал Карлос Сайнс, а в грузовом – впервые на первую ступень подиума поднялся камазовец Эдуард Николаев. Серебро и бронза тоже достались россиянам – Владимиру Чагину и прошлогоднему победителю Фирдаусу Кабирову. «В городах на трассе было огромное количество болельщиков, которые помогали, кричали, болели. И это позволило нам оставить конкурентов на четвертом–пятом местах», – рассказывал Николаев.
В 2011‑м старт ралли-рейду впервые был дан в столице, на Красной площади. Участников ожидало семь гоночных дней с протяженностью маршрута 3983 км, из которых 2366 км пришлось на спецучастки. Финиш вновь состоялся в Сочи, что стало логичным продолжением кампании по продвижению Олимпийских игр, а сама гонка прошла мимо исторических мест России: Куликова поля, Великого Волжского пути, городищ Золотой Орды. Впервые победителем зачета грузовиков стал иностранец – чех Алеш Лопрайс. Второе и третье места у КАМАЗа – экипажей Кабирова и Андрея Каргинова. Кабиров опережал Лопрайса на 43 минуты 19 секунд, однако судьи добавили час к его результату за превышение скорости на дорожной связке по ходу шестого этапа. В классе внедорожников в абсолютном зачете победил поляк Кшиштоф Холовшиц на BMW.
Ралли, стартовавшее в Москве, должно было финишировать в Геленджике, но из-за стихийных бедствий в Краснодарском крае досрочно финишировало в Майкопе. Впервые на «Пути» россияне сделали дубль. Борис Гадасин стал победителем гонки в легковом зачете, а в зачете грузовиков – виктория на счету представителя команды «КАМАЗ-мастер» Айрата Мардеева, будущего победителя ралли «Дакар-2015». Интересно, что четыре стартовых этапа остались за Эдуардом Николаевым, но поломка турбины вкупе с потерей времени в болоте на последнем этапе отбросили лидера на шестое место. Вторым был Петер Верслуис на MAN, а третьим – еще один российский экипаж Антона Шибалова.
В последнем на данный момент «Шелковом пути» Антон Шибалов поднялся на второе место, а его третья позиция досталась белорусам на МАЗ. Чемпионом же на этот раз стал Дмитрий Сотников, пришедший к финишу в Астрахани с часовым отрывом. «В самом начале гонки мы никак не рассчитывали на победу, нам было важно дойти до финиша в хорошем темпе и без поломок», – не верил в триумф Сотников. Защищавший титул Айрат Мардеев долгое время лидировал, но упустил преимущество из-за поломки и пропуска одной из контрольных точек. Внедорожный зачет покорился французу Жану-Луи Шлессеру, двукратному победителю «Дакара».
Владимир Чагин – о смене амплуа, красоте маршрута «Шелкового пути» и победах КАМАЗа
Семикратный победитель ралли «Дакар» в классе грузовиков Владимир Чагин уже пять лет как покинул кабину спортивного грузовика. Аксакал российского автоспорта уступил дорогу молодым, заступив на пост руководителя своей родной команды «КАМАЗ-мастер». А в прошлом году Чагин примерил новое для себя амплуа, став директором возрожденного ралли-марафона «Шелковый путь». О том, как организовывалась знаковая для России гонка, Владимир Чагин рассказывает в интервью «Большому спорту».
Вы много лет выступали за «КАМАЗ-мастер», а теперь руководите командой. Как вам дался переход от активных выступлений к руководству проектом? Почему решили завершить карьеру?Я всю жизнь в автомобильном спорте, с самого детства. Еще в школе увлекался хоккеем, несколько лет провел на льду, но в нем остался лишь как болельщик. Конечно, самый яркий период моей жизни – это 15 лет за рулем спортивного КАМАЗа, они навсегда останутся в памяти. Автогонки – это и работа, и хобби, они могут совпадать. Но рано или поздно приходится завершать карьеру. Так произошло в 2011 году. В тот период хорошо стало проявлять себя молодое поколение пилотов, им нужно было дать больше самостоятельности, поэтому я решил уйти. Конечно, решение принималось вместе с руководством КАМАЗа и с учетом мнения президента Татарстана, все отнеслись с пониманием. Тем более, расставшись с ролью пилота, я не расстался с командой. Мне кажется, что тем опытом, который я накопил за годы выступлений, обязательно нужно делиться. Всегда считал, что хорош тот руководитель, который раньше сам был спортсменом. Кто еще будет так хорошо чувствовать и понимать, что нужно пилотам, как не бывший пилот, который знает всю обстановку изнутри? А теперь мне еще и доверено возглавить организацию ралли-марафона. Для меня это большая веха в биографии. Я был поражен, какая большая и интенсивная работа ведется за кулисами спортивного мероприятия.
Ралли «Шелковый путь» возрождается после двухлетнего перерыва. Почему мы не проводили гонку в прошлые годы?Все просто. В 2014 году в стране состоялось два крупных спортивных мероприятия: Олимпиада в Сочи и первый российский этап «Формулы‑1». Логично, что все внимание в стране было сфокусировано на этих двух мероприятиях. Все это время мы постоянно слышали от спортсменов и болельщиков вопросы о том, когда же возродится российский ралли-марафон. Все хотели вновь приехать в нашу страну, ведь у нас очень красиво. В итоге прошлой осенью мы начали активную работу по организации проекта.
Участники гонки пересекут две границы. Как будет организован паспортный контроль?Это правильный вопрос. На переход сухопутной границы обычно требуются несколько часов и куча формальностей, а в режиме соревнований на это времени нет. Поэтому проводится большая работа, чтобы все процедуры заняли лишь несколько минут: приехал, показал паспорт, получил штамп и поехал дальше. Мы все организовываем заранее, все документы по каждому участнику и автомобилю заполняем и подаем загодя. Автомобильные федерации Казахстана и Китая активно в этом участвуют. У нас вообще неплохо получается работать вместе, даже несмотря на языковой барьер. Уже в ближайшее время мы все подготовительные работы завершим.
Какие трудности возможны у участников?Мне кажется, что смена часовых поясов может как-то повлиять на всех. Ведь между Москвой и Пекином пять часов разницы! Безусловно, тот, кто доедет до финиша, будет настоящим героем.
Прокомментируйте маршрут нынешнего «Шелкового пути». Что учитывалось при выборе этапов? Что в маршруте будет самым интересным?Конечно, я принимал непосредственное участие в проработке маршрута, ведь я имею представление, что нужно для ралли-марафона: какая должна быть продолжительность спецучастков, чтобы все успевали отдыхать и побольше машин добрались до финиша. Хорошее ралли – это обязательно разнообразие природы и ландшафтов. Наша гонка начнется со средней полосы России с ее красивейшими полями и лесами, потом будут предгорья Урала. В Казахстане нас ждут суперскоростные и красивейшие степи, по которым мчаться одно удовольствие. В Алматы будет день отдыха, после чего ралли перевалит в Китай. Там будут песчаные и горные спецучастки, огромные дюны пустыни Гоби, и все это в условиях сильнейшей жары. Настоящее мужское испытание.
Мужское? Женские экипажи на старт не выйдут?Выйдут. Готовятся. Отношусь с огромным уважением к таким девушкам. Мы для них сделали участие бесплатным, освободим от вступительного взноса. Хочется, чтобы девчонки обязательно добрались до Пекина.
Старт гонки состоится в Москве 8 июля. А что тогда пройдет в Казани?В Москве у нас будет торжественный старт на Красной площади, после чего участники отправятся в Казань по федеральной трассе. Проложить соревновательный маршрут вне дорог в этой части России было затруднительно – здесь много населенных пунктов, мы должны думать о безопасности. В Казани же всех ждет так называемый пролог. Это будет двухкилометровый скоростной песчаный спецучасток прямо в центре столицы Татарстана. Спортсменов даже ожидает кусочек пустыни, чтобы участники с самого старта были готовы к тому, что их ждет.
Что отличает «Шелковый путь» от других ралли-рейдов?В основном ландшафты, своеобразие природы. Наш маршрут очень разнообразен, предполагает все виды бездорожья, какие только можно встретить на Земле. На данный момент наше ралли – единственное, проходящее по территории сразу двух частей света.
В свое время вы часто выступали и побеждали на «Дакаре». А что, кроме ландшафтов, изменилось в гонке после переезда ее из Африки в Южную Америку?Погодные условия разные. В Южной Америке в январе лето, в пустыне Атакама температура достигает 45 градусов. Также мы стали забираться высоко – до 4900 метров над уровнем моря. Также порадовали гостеприимство и радушие местного населения, жители всегда готовы прийти на помощь. Но и от гонок в Африке у меня остались только хорошие впечатления. Сейчас проходит ралли Africa Eco Race, «КАМАЗ-мастер» в ней также принимает участие, ребята приезжают оттуда с хорошими впечатлениями и результатами.
Что удивительного случалось во время вашего участия на «Дакаре»?Много всего. Бывало, и на минных полях оказывались. Аварий было много. Но мне запомнился случай, когда в Аргентине мы мчались по пустыне, и вокруг не было ни одного поселения. И вот от перегрева тормозов у нас загорелось колесо, причем никак его не удавалось потушить – огонь был таким сильным, что огнетушитель не помогал, а грунт – таким плотным, что лопату невозможно воткнуть. И тут появились около 15 аргентинцев, притом с ведрами воды! И помогли нам потушить пожар. Откуда они взялись – до сих пор не понимаю. Как в «Белом солнце пустыни»: «Ты как здесь оказался? – Стреляли».
Креативным директором гонки стал Денис Симачев – довольно неожиданное решение. Как оно было принято и чего ожидаете от дизайнера на этом посту?Да, для многих это было неожиданностью. Но все сомнения рассеялись при первой же встрече, у нас оказалось много общего. Во‑первых, я узнал, что Симачев участвовал в кольцевых мотогонках, а я к этому виду спорта отношусь с большим уважением. Это тяжелый труд. Уже этого для меня было достаточно, мы быстро сошлись. К тому же Денис любит экстремальные путешествия, спускается на горных лыжах по целине, залезает на айсберги. Вот вам и дизайнер одежды! Фирменный стиль проекта: экипировка, печатная продукция и многое другое – это все на его плечах.
КАМАЗ несколько десятилетий доминирует в ралли-рейдах. Можно ждать победы и в этот раз?Все в равных условиях. Да, мы побеждаем, но каждая победа дается с огромным трудом. Вот, например, в этом году, к сожалению, мы уступили на «Дакаре». Конкуренция в категории грузовиков колоссальная. Надеюсь, что «КАМАЗ-мастер» в этот раз достойно выступит, все же родной воздух должен помочь. Но на «Шелковом пути» никаких поблажек для «КАМАЗ-мастера» нет и не будет. Информация о маршруте, условиях гонки для всех команд одинаковая. На период подготовки и проведения гонки я передам полномочия по руководству командой восьмикратному победителю ралли «Дакар» Сергею Савостину.
Кто из «КАМАЗ-мастера» будет выступать на ралли-рейде?У нас есть пять экипажей, и все они выйдут на старт. Еще будет совместный китайско-российский экипаж, где пилот Хоу Хоньи и штурман Шэнь Синь из Китая, а механиком будет наш Андрей Мокеев. Ребята уже выступили на этапе чемпионата России и хорошо себя показали. Пилот прошел своеобразный экспресс-курс обучения езды на КАМАЗе, и вроде у него неплохо получается. Если будут продолжать в том же духе, они претендуют на хорошие места по итогам гонки.
Вы не так давно презентовали грузовик капотной компоновки. В чем его преимущество?Такие грузовики появились у конкурентов, и мы стали обращать внимание на их хорошие результаты. Очевидно, что за капотной компоновкой будущее. В таких машинах экипаж получает меньше вертикальных нагрузок и ударов, поэтому грузовик может ехать быстрее. Смещение центра масс к центру автомобиля также улучшает маневренность автомобиля и обеспечивает преимущества при движении по извилистым скоростным участкам. Думаю, что появление капотного КАМАЗа привлечет к грузовой категории еще большее внимание и, безусловно, украсит их.
Что получает завод КАМАЗ от выступления вашей команды в ралли-рейдах?Растет популярность и узнаваемость бренда по всему миру. Победы приносят престиж нашей стране. Очень приятно, когда в Африке или Южной Америке на финише реет российский флаг. Также немаловажным фактом является тестирование конструкторских наработок. Те агрегаты, которые выдерживают «Дакар», в обычных условиях могут работать вечно.
Фабьен Вуазен, генеральный директор Total Восток
Почему вы выбрали для сотрудничества именно «КАМАЗ-мастер»?Total очень плотно работает c автоспортом, но, как правило, только в качестве бизнес-партнера. То есть мы подписали соглашение с КАМАЗом, а партнерство с гоночной командой стало следующим шагом развития партнерства. Конечно, эта команда очень успешна в России и мире, так что сотрудничество с ней важно как Total в целом, так и Total Восток. Нам важно работать со знаменитым российским брендом, особенно в свете увеличения нашего присутствия на рынке коммерческого и грузового транспорта.
Какие продукты Total будут использоваться «КАМАЗ-мастером»?В основном это смазочные материалы. Прежде всего специализированные моторные масла для экстремальных нагрузок, а также трансмиссионные масла и ряд технических жидкостей.
По каким критериям будет оцениваться успешность партнерства Total и «КАМАЗ-мастера»?Мы говорим о спортивном партнерстве, так что критерием будут победы команды. Это и имиджевая история также. Мы хотим, чтобы команда чувствовала нашу поддержку, а наши смазочные материалы помогали ей побеждать. Мы хотим работать с инженерами команды и получать от них отзывы по использованию нашей продукции.
Интересовались ли вы ралли-рейдами ранее?
Да, когда я работал в Африке, «Дакар» еще проводился там. И мы работали с марафоном.
Есть ли у вас любимые пилоты?Если говорить о гонках на грузовиках, то это, конечно, Владимир Чагин, который уже, правда, не выступает. А вообще я большой фанат Себастьяна Леба.