В отличие от Аликанте, где старт Volvo Ocean Race сопровождался массовыми народными гуляньями, Кейптаун встречал семь команд-участниц хотя и доброжелательно, но без особого пафоса и размаха. Южной Африке, удаленной от всего остального мира на тысячи километров, пафос и ажиотаж не свойственны в принципе – чисто африканскую неторопливость и размеренность здесь давно усвоило не только черное, но и белое население. Даже в день проведения портовой гонки в гоночной деревне не наблюдалось суматохи и толкотни, привычных для Европы и особенно Новой Зеландии, где яхтинг – национальный вид спорта. Любопытно также, что некоторые аттракционы, например специальный павильон, позволяющий на себе испытать качку при шторме различной балльности, были отправлены из Аликанте сразу в Абу-Даби на следующий этап, минуя Южную Африку. Зато все происходящее в Cape Town Race Village в течение двух недель, с 5 по 19 ноября, носило очень домашний и непринужденно дружеский характер – самые титулованные яхтсмены планеты были запросто доступны для общения как журналистам, так и простым болельщикам. Так что если вам хочется увидеть яхтенный мир как он есть, без глянцевой обертки и ложного пафоса, добро пожаловать именно сюда – на самый край Африканского континента.
Без Кейптауна не обойтись
Этап из Аликанте в Кейптаун традиционно считается одним из важнейших по той простой причине, что он первый, – за 21 день перехода члены экипажей и особенно штурманы проходят обкатку. Неслучайно испанская яхта MAPFRE, последней увидевшая Столовую гору, возвышающуюся над кейптаунской бухтой, сразу же после неудачного финиша провела кадровые перестановки. Были заменены штурман и вахтенный капитан: вместо Нико Лунвена к команде присоединился Жан-Люк Нелья (в регате 2011/2012 приведший к победе французскую команду Groupama), а знаменитый Мишель Дежуайо, единственный двукратный победитель одиночной кругосветки Vendée Globe, уступил место Робу Гринхалгху (ранее он уже три раза участвовал в Volvo Ocean Race).
Для организаторов Кейптаун также очень важная остановка – без этого пункта назначения маршрут всей кругосветки, пожалуй, и не построишь: двухнедельная передышка на южной оконечности Африканского континента жизненно необходима командам, совершающим трехнедельный переход из Атлантического океана в Индийский. Пользуясь своим географическим расположением, Кейптаун явно обладает особыми финансовыми привилегиями по сравнению с другими 11 городами-этапами нынешней Volvo Ocean Race. Известно, что принять у себя регату не так-то просто, – в прошлом году заявку подали более 80 городов, готовых выложить за такую возможность от 2 до 5 миллионов евро. Еще столько же им впоследствии приходится тратить на инфраструктуру и соответствующее коммуникационное освещение всех мероприятий. Но взамен они получают более чем 10‑кратную отдачу, как заверила корреспондента «Большого спорта» Карин Беклунд, коммерческий директор гонки. Карин, конечно же, не подтвердила, но категорически и не опровергла особые условия южноафриканской остановки.
А вот дороже всех наверняка платит Абу-Даби. Арабы заполучили себе регату только в прошлом сезоне, выстроив для этого самую большую по площади гоночную деревню. В 2011–2012 годах именно арабские деньги во многом и позволили кругосветке состояться, так как подготовка стартов пришлась на самый пик финансового кризиса в Европе и США.
12 минут против 21 дня
Но вернемся к Кейптауну‑2014. Спокойствие и расслабленность, царящие в гоночной деревне, никак не отразились на драматизме спортивной борьбы – финиш первого этапа получился более чем захватывающим. Пройдя за 25 дней 6487 морских миль из Средиземноморья до самого южного порта Африки, команда Йена Уокера Abu Dhabi Ocean Racing выиграла этап лишь с 12‑минутным отрывом от китайской Dongfeng Race Team, ведомой Шарлем Кодрелье. Третья лодка, датская Team Brunel, вошла в акваторию спустя четыре часа. Только на следующий день Столовую гору увидел экипаж нидерландской команды Team Vestas Wind. И еще через сутки финиша достигли американо-турецкая Team Alvimedica, шведская Team SCA и испанская MAPFRE, попавшая в безветренную ловушку у африканского побережья.
Не менее драматично выглядела и портовая гонка, очки за которую с этого года больше не добавляются в общую корзину, а составляют отдельный зачет со своим победителем. Лишь минута отделила Abu Dhabi Ocean Racing от Team Brunel, занявшей в итоге второе место. Третьей к финишу победоносно пришла Team SCA – главная спортивная интрига нынешней регаты: ее экипаж состоит исключительно из женщин.
Дамы вызывают кавалеров
Весной 2013 года Team SCA, носящая имя своего титульного спонсора – шведского концерна, выпускающего бумажную продукцию и предметы гигиены под брендами Libero, Libresse, Zewa, Tork и другими, стала первой командой, подавшей заявку на участие в Volvo Ocean Race 2014/2015. При этом дамы отнюдь не впервые пробуют силы в сложнейшем парусном марафоне планеты: в 1989 году на старт выходила Maiden со шкипером Трэйси Эдвардс, а в сезоне 2001/2002 в регате участвовала Amer Sports Too во главе с Лайзой Чарльз (ныне Лайзой Макдональд). Кроме того, в Volvo Ocean Race 2005/2006 Адриенн Кэхалан прошла отдельный этап на яхте Brasil 1 в качестве штурмана.
Особенность же нынешней ситуации заключается в том, что сегодня представительницы прекрасного пола получили как никогда высокий шанс не просто на участие, но и на победу. В нынешнем сезоне яхты Volvo Ocean Race предельно унифицированы: это 65‑футовые мототипы, спроектированные и построенные на базе единой конструкции, особенности которой, по словам Кнута Фростада, управляющего регаты, выводят на первое место стратегически-тактические умения членов экипажа, их способность работать в команде. По причине тотальной унификации экипажей женская команда получила одну-единственную для себя поблажку: на борту Team SCA 11, а не 8 человек, как у всех остальных команд (не считая специального корреспондента, выполняющего исключительно медийные функции и не имеющего права принимать участие в управлении лодкой). И такое исключение обусловлено в первую очередь чисто механическим фактором: все яхты должны весить одинаково, поэтому девушкам пришлось «добавить» несколько человек.
Еще один любопытный факт – национальный состав участниц Team SCA. Несмотря на то что команда считается шведской (что отдельно подчеркивает Кнут Фростад, швед по национальности: «Я рад возвращению в ряды участников регаты Швеции, имеющей богатую историю на Volvo Ocean Race»), в составе экипажа Team SCA нет ни одной представительницы этой страны – в команде преобладают британки, американки, австралийки и швейцарки. Но в парусном спорте все давно как в клубном футболе: национальные честь и гордость с успехом отстаивают легионеры.
Как сэкономить на кругосветке
Конечно, унификация яхт Volvo Ocean Race проводилась не только с целью дать шанс женскому экипажу в более-менее равных условиях сразиться с мужчинами. Главная задача всех технических нововведений, а также централизации сервиса и обслуживания команд-участниц (теперь этим единолично занимается организатор регаты Volvo Group) – исключение из соревнования «технического» фактора и существенное снижение расходов спонсоров.
Одной из рекордных с точки зрения «войны бюджетов» стала гонка 2008/2009 – подготовка к ней началась задолго до мирового финансового кризиса, и глобальные компании могли позволить себе не считать деньги. Так, объединенные траты шведского концерна Ericsson, выставившего на регату сразу две яхты, одна из которых и победила, составили 50 миллионов евро. В той гонке как раз и прогорела единственная российская команда Team Russia, созданная на личные деньги питерского бизнесмена Олега Жеребцова, основателя торговых сетей «Лента» и «Норма», на своей собственной яхте ставшего просто баковым. Team Russia смогла преодолеть лишь три этапа, а затем выпала из борьбы по той причине, что деньги у Жеребцова закончились.
«Эх, Олегу надо было бы создать команду сейчас, тогда у нас были бы шансы», – поностальгировал в беседе с корреспондентом «Большого спорта» Руди Стейнесс. Сегодня он работает в береговой службе Team SCA, отвечая за электронику, а в 2008-м входил состав российской команды. Руди верит в успех женского коллектива и с большим энтузиазмом чистит и моет лодку, когда девушки возвращаются на берег. «В мире есть всего несколько мужчин-яхтсменов, способных пройти такой марафон, как Volvo Ocean Race, а здесь – одни девушки. Я искренне надеюсь, что у них все получится».
Получилось ли бы у Жеребцова и его шкипера Андреаса Ханакампа, который до встречи с россиянином никогда не принимал участия в кругосветке такой сложности, гадать, конечно, бессмысленно. Но денег явно бы хватило на прохождение большего количества этапов. Яхта-мототип Volvo Ocean 65 без парусов стоит сегодня 4,5 миллиона евро, при этом формирование конкурентоспособного экипажа обойдется в год в 15 миллионов или даже в 12 миллионов, если команда создается с перспективой на два сезона. При таком сокращении бюджета Карин Беклунд, коммерческий директор Volvo Ocean Race, очень надеется, что в следующий раз в регате примет участие не менее 10 яхт против семи в нынешнем и шести в сезоне 2011/2012.
Вокруг света на автомобиле
Рост числа команд-участниц – это прежде всего выход на новые рынки. И не только для регаты, но и для бренда Volvo, для которого кругосветка – самый важный маркетинговый инструмент в глобальной коммуникации. А в этом сезоне шведскому концерну есть что показать миру. Это, конечно, новый Volvo XC90, ставший первой самостоятельной разработкой марки за последние четыре года. «Абсолютно новый» внедорожник, как неизменно подчеркивают в пресс-релизах, на этот раз даже затмил специальные версии Ocean Race Edition, которые компании Volvo Car Group (легковые автомобили) и Volvo Group (грузовики и автобусы) выпускают к регате и продают только во время ее проведения.
XC90 впервые представили в Стокгольме в конце августа, а уже в октябре автомобиль отправился в международное турне по 11 странам, в портах которых кругосветка делает остановки. Лучшей рекламы действительно не придумаешь. «То, как мы показываем публике с помощью регаты наши автомобили, намного эффективнее любого автосалона», – отметил «Большому спорту» Ален Виссер, вице-президент Volvo Cars по маркетингу, продажам и обслуживанию клиентов, в этом году занявший 10‑ю позицию в рейтинге Forbes «50 самых влиятельных маркетологов мира». И с ним нельзя не согласиться. Ведь те 1,55 миллиарда, что следили за прошлым кругосветным марафоном по телевидению и через интернет, и еще 2,9 миллиона, которые посетили гоночные деревни, точно запомнили имя автомобильной марки из Швеции.
___________________________________________________