Это Гинер все купил. Как ЦСКА будет зарабатывать на новом стадионе

№10 (106)_2016
Текст: Владимир Морозов
Строительство стадиона ЦСКА обошлось Евгению Гинеру в 350 млн долларов. «Большой спорт» посетил матч-открытие с «Тереком» и разобрался, за счет чего предприниматель собирается окупить новый 30-тысячник.

История стадиона ЦСКА начинается с 1961 года. В советское время газон 10‑тысячника на 3‑й Песчаной улице чаще всего топтали игроки дубля, а официальные встречи среди мастеров начали проводить только с 1974 года. Строго-настрого до наступления сумерек, из-за невозможности установки осветительных мачт близ ходынского аэродрома. Тогда самолеты садились и взлетали прямо над футбольной поляной.

В конце 2000‑го старый стадион закрыли, а через семь лет снесли. Пока у ЦСКА не имелось собственного дома, клуб был вынужден арендовать чужие арены, пытаясь покрыть расходы за счет выручки от продажи билетов и абонементов на матчи. По данным «Большого спорта», в сезоне 2013/2014 затраты на аренду подмосковной «Арены Химки» оценивались в 75 млн рублей в год. Несмотря на печальную для чемпиона посещаемость (в среднем – 9593 зрителя), выручка от билетов на матчи РФПЛ была вполне достойной из-за высоких цен – около 180 млн в год, из которых 70% – это билеты, а 30% – абонементы. В среднем с одного болельщика армейский клуб получал 1235 рублей. По итогам сезона 2013/2014 ЦСКА вошел в тройку, пропустив вперед «Спартак» (250 млн) и «Зенит» (400 млн), домашние матчи с которыми приносили максимальный доход – 19,9 млн (14 800 зрителей) и 19,1 млн соответственно.

ЦСКА и стадион: как это вышло
Свои финансовые показатели ЦСКА не раскрывает. Единственный открытый источник – отчетность британской Bluecastle Enterprises Limited, в 2013 году сообщившей, что владеет 100% акций клуба. ФК ЦСКА убыточен, как и весь российский спорт, но президент Евгений Гинер управляет своим детищем лучше, чем многие другие менеджеры с двуглавым орлом на обложке паспорта. Несомненные достижения Гинера – удачная трансферная политика (за последние 10 лет ЦСКА зарабатывает на игроках больше, чем тратит), выбор окружения (прежде всего, юристов и селекционеров) и хорошие связи, благодаря которым ЦСКА заключает рекордные для нашего спорта спонсорские соглашения. Сейчас титульный спонсор клуба – ПАО «Россети», с 2013 по 2018 год выплатившее клубу около 130 млн долларов, и подконтрольный «Ростеху» Новикомбанк.

Чтобы начать строительство новой арены, Гинер заручился поддержкой бывшего руководителя администрации президента Сергея Иванова, мэров Москвы (сначала Юрия Лужкова, потом – Сергея Собянина) и Внешэкономбанка. В 2008 году ВЭБ открыл клубу кредитную линию лимитом до 280 млн долларов до 2023 года. По данным «Ведомостей» и Bluecastle Enterprises за 2014 год, доля финансирования банка составила 70% от стоимости проекта. Он включала в себя трибуны на 30 тыс., три офисных здания, в том числе 38‑этажную башню, а также гостиницу на 48 номеров. Таким образом, Гинер прибавил к своим активам около 65 тыс. м² коммерческой недвижимости. По информации источников, обеспечением по кредиту стали 100% акций клуба, а также недвижимость и имущество ЦСКА. Кроме того, по данным Росреестра, ВЭБу заложены принадлежащие ЦСКА земельные участки под стадионом площадью около 8,7 га.

Сам Гинер информацию не комментирует, но раскрывает сегодняшний бюджет клуба (75–78 млн долларов) и прогнозирует, что ЦСКА будет зарабатывать на стадионе порядка 20 млн в год. «Я говорю именно о стадионе, а не об офисах и гостинице, – уточняет Гинер. – Во всех странах клубы зарабатывают только на скай-боксах (VIP-ложах). Как только мы все их сдадим (127 штук) и стадион будет заполняться, то вый­дет приблизительно такая сумма», – уверен президент ЦСКА.

В течение 10 лет клуб рассчитывает выйти на полную окупаемость проекта. Стоимость строительства стадиона составила 350 млн долларов, таким образом, клуб планирует зарабатывать на комплексе около 35 млн в год.

«ВЭБ-Арена»?
ЦСКА уже ведет переговоры о продаже названия. Даже если сделка сорвется (некоторые полагают, что это реально: якобы Внешэкономбанк живет не без проблем), в кабинет к Гинеру есть кому постучаться, и им будет что предложить – причем куда больше, чем готов ВЭБ. Конкурент армейцев «Спартак» заключил шестилетний договор с банком «Открытие» на сумму 1,2 млрд руб­лей (40 млн долларов на момент подписания, или 200 млн рублей в год). Гинер пообещал, что «продаст название своего стадиона гораздо дороже». Кроме того, договор не будет бессрочным. Согласно мировой практике, контракты подписываются на 15–20 лет. Дальше остается то же название, но платятся уже другие деньги.

Коммерческая недвижимость
Старший менеджер по развитию ПФК ЦСКА Владимир Юрин называет сей пункт основной статьей доходов нового стадиона. К ним относятся офисные центры в трех углах арены (в том числе 142‑метровая башня), а также гостиница на 48 номеров для команд гостей и VIP-персон. Всего – около 4500 офисных работников, которых уже вполне справедливо называют потенциальной аудиторией ЦСКА.

«В их интересах архитектура продумана так, что даже во время матчей арендаторам офисов никак не будут мешать потоки болельщиков», – сказал Юрин «Спорт-Экспрессу». По его мнению, рынок недвижимости сейчас серьезно просел, а чтобы придумать, как можно еще заработать, провели детальное исследование, по результатам которого разделили аудиторию на пять групп – офисные служащие, болельщики, жители Москвы в целом и те, кто обитает недалеко от стадиона, и спонсоры.

Skybox
Как уже было сказано, их 127 штук. Самый дорогой скай-бокс – просторный комфортабельный кабинет с панорамным видом на поле и обслуживанием класса VIP – уже продан за 400 тыс. долларов. VIP-ложи (их стоимость начинается от 208 тыс. рублей) расположены по всему периметру, в том числе и за воротами, чтобы статусные болельщики имели возможность поддерживать клуб вместе с фанатами. Доступ в ложу – 24 часа в сутки 365 дней в году, так что при желании здесь можно проводить деловые переговоры или семейные праздники. Матчи Лиги чемпионов (даже если UEFA обяжет ЦСКА провести матч без зрителей, гостя ложи запрет никак не коснется), парковочные места, расположенные под полем или в примыкающем здании (1400 машино-мест), брендирование помещения по своему усмотрению, Wi-Fi, телевидение, мягкие кресла – все это включает абонемент в cкай-бокс.

Отдельная тема – питание. Им на арене занимается компания Андрея Деллоса Maison Dellos, одного из самых сильных игроков на отечественном ресторанном рынке. И меню VIP-лож составлено из блюд ее московских заведений, хорошо знакомых столичной гламурной публике («Кафе “Пушкинъ”», «Турандот», «Шинок», «Бочка»).

VIP-бары
Альтернатива скай-боксам. Пить холодное пиво и одновременно наблюдать за игрой можно в каждой из четырех башен по углам стадиона. В Красной башне расположился бар 12, который намекает на дополнительного игрока команды – болельщика, в синей – бар ЦДКА, согласно прежнему имени красно-синих, а в главной, Золотой, башне – бар 2005, названный в честь года завоевания Кубка UEFA. Его расположение отнюдь не случайно – 142‑метровая башня в точности повторяет изгибы и форму единственного на сегодняшний день европейского трофея в суверенной истории клуба.

Билеты
Их цена на домашние игры по сравнению с прошлым сезоном выросла примерно в два раза. Так, стоимость билетов на центральную трибуну на матч с «Тереком», который прошел в Химках 7 мая текущего года, составляла от 600 до 1000 рублей, а на игру на новой арене – от 1200 до 5000. Цена на места за воротами увеличилась на 200 рублей – с 500 до 700. Кстати, теперь на фанатском секторе нет полицейских: за порядком следят стюарды, выбираемые самими фанатами. С каждым владельцем абонемента проводят собеседование, а девушек пускают только на второй ярус.

Абонементы
Крик души болельщика, повстречавшего журналистов в день матча-открытия: «Ребята, уже много лет я жду, когда кто-нибудь из вас, корреспондентов, спросит у Евгения Гинера: “Почему в ЦСКА так профессионально и качественно ведется управление командой и так бездарно и невнятно устроена работа со зрителями?”».

Все просто: предмет разговора – абонементная программа на новый сезон. Год назад их стоимость на центральные трибуны составляла от 8090 до 13 520 рублей, а на сезон 2016/2017 – от 12 480 до 21 280 рублей; за ворота – 7000 против 4000 рублей. Итог: всего 7,5 тыс. проданных абонементов и взорвавшее новостные ленты заявление Леонида Слуцкого: «ЦСКА – чемпион России, выступает в Лиге чемпионов, построен современный стадион в центре 15‑миллионного мегаполиса – и 7 тыс. абонементов. Футбольная ли мы страна?»