«Большой спорт» принял участие в 17-й экспедиции Land Rover

№10 (106)_2016
Текст: Андрей Супранович
Как известно, «мы живем в самой прекрасной стране на свете, а все остальные страны нам завидуют». Чтобы на практике доказать правдивость этого незатейливого телеслогана, компания Land Rover три года назад затеяла потрясающий по размаху проект «Land Rover открывает Россию». За довольно небольшой срок команда британского бренда создала 17 уникальных экспедиций, в которые направляла внедорожники Land Rover в самые неожиданные, далекие и красивые уголки России. Последнее на данный момент путешествие, участником которого посчастливилось быть и корреспонденту «Большого спорта», состоялось в Кабардино-Балкарию, на Эльбрус.

Даже немного удивительно, что местные красоты явились участникам лишь к концу второго десятка экспедиций. Позади – куда более загадочные Адыгея, Тыва, Калмыкия и Югра, а вот к подножию самой высокой горы Европы Land Rover докатил спустя сотни пробитых шин и сорванных накладок на пороги. Впрочем, нельзя сказать, что во всех путешествиях использовались одни и те же машины – поначалу участники месили грязь на Discovery 4, затем задачу решили усложнить и для последних походов стали готовить Discovery Sport – куда менее внедорожные модели, чем их старшие собратья. Зато в названии обеих моделей есть прекрасное слово discovery – «открытие», как нельзя лучше подходящее к проекту.

Маршрут
На 90% экспедиция состояла из дорог и бездорожья Кабардино-Балкарии. Меня совсем не удивило бы желание загнать группу в грязь на все пять дней путешествия (к тому же журналисты в большинстве своем не против такого расклада), но органи­заторы оказались людьми весьма многогранными и решили открывать регион с разных сторон.

Одна из них – кулинарная. Кавказ без вкусной и сытной пищи – не Кавказ. Для пущего погружения в местные реалии нам был предложен обед из доброго десятка блюд на высоте 2400 метров, к которому прилагался мастер-класс по выпечке хычинов и жаубаура – национального блюда из печени. После такого обеда группа едва вползла за руль, и каждый нет-нет да и зажмуривался, когда килограммы еды подпрыгивали внутри на ухабах.

Еще одна неожиданная сторона Кавказа – его недра. Для экскурсии по Баксанской нейтринной обсерватории пришлось забраться вглубь горы на 3,5 км! Тоннель, который проложили бакинские и минские метростроевцы в вершине Андырчи, ведет в святая святых члена-корреспондента РАН Владимира Гаврина, создавшего уникальный Центр по наблюдению за солнечными нейтрино. Под горой время застыло – на табличке у входа до сих пор красуется надпись «АН СССР», а внутреннее убранство очень уж походит на декорации для какого-нибудь советского кино про ученых. Гаврину и его галлий-германиевому нейтринному телескопу не хватает небольшой суммы для проведения эксперимента, достойного Нобелевской премии. Но бюрократические препоны встали на пути Владимира Николаевича, и он боится, что они помешают ему первому в мире опытным путем доказать существование стерильных нейтрино (что бы это ни значило).
Большим сюрпризом стал показ кинофильма в высокогорном кинотеатре России, на территории урочища Хаймаша. Когда-то здесь жили пастухи и кипела бурная жизнь, нынче же кинотеатр, как и все урочище, заброшен.

Ну и главная красота здешних мест – Эльбрус с его двумя вершинами покорился нам без использования автомобилей. Одна, вторая, третья канатная дорога, затем ратрак – и вот вы уже у одного из самых высокогорных отелей мира. Построенный итальянскими дизайнерами за умопо­мрачительную сумму экоотель LeapRus находится на южном склоне горы, на высоте 3912 метров, и представляет собой жилые модули на манер плацкартных вагонов. Но здесь есть даже Wi-Fi! От отеля –всего полтора километра до вершины, но это самые сложные метры. Мы добрались до отметки 4400 метров, где горная болезнь давала о себе знать. Все же без должной подготовки Эльбрус не взять. Даже на ратраке. Единственным разочарованием стала совершенно новая дорога к базовому лагерю. По ней на вершину хлынули потоки туристов, к приему которых он оказался не готов. Это плохо сказалось на экологии. Да и трасса уже через год после постройки стала разрушаться, а денег на содержание ее в порядке у республики нет. Получается, несколько десятков миллиардов рублей скоро канут в небытие.

Красота неописуемая
Все остальное время мы обозревали горы, холмы, долины и овраги Кабардино-Балкарии. Надо сказать, что красоты превзошли все ожидания. Голубые озера (одни из самых глубоких в Европе), альпийские луга, горные пастбища, быстрые реки, скованные льдом пятитысячники, высокогорные селения, старинные родовые башни. До многих достопримечательностей иначе как на коне – настоящем или железном – и не доберешься.

Все переезды, перевалы, грязь и броды стали проверкой на прочность для Land Rover Discovery Sport. Там, где машины сопровождения Discovery 4 легко проскакивали препятствия, Sport с его низкой посадкой цеплял камни, застывал посреди реки или закапывался в грязь. Но с честью выходил из сложных положений. Маршрут вообще был нарочито сложным для автомобиля, но эту цель и преследовали организаторы – доказать, что Discovery Sport способен на большее и проедет там, куда его владелец и не подумает направить автомобиль. В сложных ситуациях на помощь приходили системы Terrain Response и All Terrain Progress Control. К финишу экспедиции все автомобили доехали в целости и сохранности – и это было важно, ведь вслед за журналистами за руль машин садились простые водители – как оказалось, открывать Россию вместе с Land Rover может каждый желающий.

Досье /  Land Rover Discovery Sport

Двигатель: дизельный, 2,2 л, 150 л. с.
Коробка передач: 9-ступенчатая автоматическая
Привод: подключаемый полный
Максимальная скорость: 180 км/ч
Разгон 0–100 км: 10,3 с