Даже немного удивительно, что местные красоты явились участникам лишь к концу второго десятка экспедиций. Позади – куда более загадочные Адыгея, Тыва, Калмыкия и Югра, а вот к подножию самой высокой горы Европы Land Rover докатил спустя сотни пробитых шин и сорванных накладок на пороги. Впрочем, нельзя сказать, что во всех путешествиях использовались одни и те же машины – поначалу участники месили грязь на Discovery 4, затем задачу решили усложнить и для последних походов стали готовить Discovery Sport – куда менее внедорожные модели, чем их старшие собратья. Зато в названии обеих моделей есть прекрасное слово discovery – «открытие», как нельзя лучше подходящее к проекту.
Маршрут
На 90% экспедиция состояла из дорог и бездорожья Кабардино-Балкарии. Меня совсем не удивило бы желание загнать группу в грязь на все пять дней путешествия (к тому же журналисты в большинстве своем не против такого расклада), но организаторы оказались людьми весьма многогранными и решили открывать регион с разных сторон.
Одна из них – кулинарная. Кавказ без вкусной и сытной пищи – не Кавказ. Для пущего погружения в местные реалии нам был предложен обед из доброго десятка блюд на высоте 2400 метров, к которому прилагался мастер-класс по выпечке хычинов и жаубаура – национального блюда из печени. После такого обеда группа едва вползла за руль, и каждый нет-нет да и зажмуривался, когда килограммы еды подпрыгивали внутри на ухабах.
Еще одна неожиданная сторона Кавказа – его недра. Для экскурсии по Баксанской нейтринной обсерватории пришлось забраться вглубь горы на 3,5 км! Тоннель, который проложили бакинские и минские метростроевцы в вершине Андырчи, ведет в святая святых члена-корреспондента РАН Владимира Гаврина, создавшего уникальный Центр по наблюдению за солнечными нейтрино. Под горой время застыло – на табличке у входа до сих пор красуется надпись «АН СССР», а внутреннее убранство очень уж походит на декорации для какого-нибудь советского кино про ученых. Гаврину и его галлий-германиевому нейтринному телескопу не хватает небольшой суммы для проведения эксперимента, достойного Нобелевской премии. Но бюрократические препоны встали на пути Владимира Николаевича, и он боится, что они помешают ему первому в мире опытным путем доказать существование стерильных нейтрино (что бы это ни значило).
Большим сюрпризом стал показ кинофильма в высокогорном кинотеатре России, на территории урочища Хаймаша. Когда-то здесь жили пастухи и кипела бурная жизнь, нынче же кинотеатр, как и все урочище, заброшен.
Ну и главная красота здешних мест – Эльбрус с его двумя вершинами покорился нам без использования автомобилей. Одна, вторая, третья канатная дорога, затем ратрак – и вот вы уже у одного из самых высокогорных отелей мира. Построенный итальянскими дизайнерами за умопомрачительную сумму экоотель LeapRus находится на южном склоне горы, на высоте 3912 метров, и представляет собой жилые модули на манер плацкартных вагонов. Но здесь есть даже Wi-Fi! От отеля –всего полтора километра до вершины, но это самые сложные метры. Мы добрались до отметки 4400 метров, где горная болезнь давала о себе знать. Все же без должной подготовки Эльбрус не взять. Даже на ратраке. Единственным разочарованием стала совершенно новая дорога к базовому лагерю. По ней на вершину хлынули потоки туристов, к приему которых он оказался не готов. Это плохо сказалось на экологии. Да и трасса уже через год после постройки стала разрушаться, а денег на содержание ее в порядке у республики нет. Получается, несколько десятков миллиардов рублей скоро канут в небытие.
Красота неописуемая
Все остальное время мы обозревали горы, холмы, долины и овраги Кабардино-Балкарии. Надо сказать, что красоты превзошли все ожидания. Голубые озера (одни из самых глубоких в Европе), альпийские луга, горные пастбища, быстрые реки, скованные льдом пятитысячники, высокогорные селения, старинные родовые башни. До многих достопримечательностей иначе как на коне – настоящем или железном – и не доберешься.
Все переезды, перевалы, грязь и броды стали проверкой на прочность для Land Rover Discovery Sport. Там, где машины сопровождения Discovery 4 легко проскакивали препятствия, Sport с его низкой посадкой цеплял камни, застывал посреди реки или закапывался в грязь. Но с честью выходил из сложных положений. Маршрут вообще был нарочито сложным для автомобиля, но эту цель и преследовали организаторы – доказать, что Discovery Sport способен на большее и проедет там, куда его владелец и не подумает направить автомобиль. В сложных ситуациях на помощь приходили системы Terrain Response и All Terrain Progress Control. К финишу экспедиции все автомобили доехали в целости и сохранности – и это было важно, ведь вслед за журналистами за руль машин садились простые водители – как оказалось, открывать Россию вместе с Land Rover может каждый желающий.