Бизнес на «волках»

Большой спорт №5(62)
Дмитрий Маслов

Давно ли вы владеете Sudbury Wolves?

Мы купили команду 25 лет назад. Нашей семье нравится этот бизнес, и избавляться от него мы не намерены. Но, насколько я знаю, последняя сделка по купле-продаже команды в нашей лиге оценивалась в 10 миллионов долларов. Годовой бюджет Sudbury Wolves – 2,5 миллиона долларов, и это немного выше среднего по лиге.

Возможно ли в Канаде сделать юношескую команду прибыльной?

У большинства владельцев клубов есть другой бизнес. При этом в нашей лиге примерно 75 процентов команд приносят доход. У нас вместительные арены, на которых размещается реклама, продаются пиво, попкорн. Мы создали юношескую лигу для получения прибыли. Если клубы будут убыточными, их владельцы станут часто меняться, и это негативно скажется на развитии молодежного хоккея.

Некоторые российские тренеры утверждают, что для прогресса молодого хоккеиста предпочтительнее больше тренироваться, нежели проводить официальные матчи. А какова цель вашей команды – готовить игроков для NHL или завоевывать титулы?

Побеждать, а этого невозможно добиться, если спортсмены не прогрессируют. Мы берем игроков в 16-летнем возрасте, а расстаемся, когда им 20. Они развиваются, выигрывая вместе с нашей командой. Если не добиваться результата на площадке, не пойдет зритель, не будет прибыли, начнется стагнация. Поэтому победы важны. Наш распорядок схож с существующим в NHL: начинаем тренировки в августе, заканчиваем в июне. Занятия практически ежедневные.

Несмотря на то что в России на матчи молодежных команд ходит меньше зрителей, нежели в Канаде, их посещаемость растет. «В первом сезоне на играх МХЛ побывало 450 тысяч болельщиков, в следующем году мы достигли отметки в 750 тысяч, ну а в нынешнем ставили перед собой задачу собрать около миллиона зрителей. Цель можно считать достигнутой», – констатировал Дмитрий Ефимов

Сколько стоит билет на матч вашей команды?

Около 25 долларов. У нас арена на 5700 мест, заполняется минимум на 4500. Также продаем абонементы, по ним посещение одного матча обходится примерно в 17 долларов.

Вы сказали, что бюджет команды составляет 2,5 миллиона долларов за сезон. Неужели удается заработать такую сумму на билетах и хот-догах?

Учитывая продажу рекламы, доход получается даже бόльшим. Молодежный хоккей в Канаде – это бизнес.

Рекламу на арене размещают в основном местные компании?

Да. Но есть и общенациональные. В частности, ресторанные сети.

Часто доводится слышать, что после создания КХЛ и МХЛ команды североамериканских молодежных лиг утрачивают интерес к российским хоккеистам. Это правда?

Не думаю, что это серьезная проблема. Мы по-прежнему можем дать молодежи шанс развиваться, тренируясь и играя в стиле NHL. Я уважаю КХЛ и МХЛ, но для того чтобы научиться действовать в северо­американском стиле, имеет смысл выступать именно в Канаде. Не скажу, что есть правильный или неправильный путь развития молодежи – они в России и Америке просто разные. Правда, в последнее время североамериканский стиль игры меняется. Он становится менее силовым, упор делается на умения, технику. Мы заимствуем некоторые элементы европейского хоккея.

В какую из североамериканских молодежных лиг вы бы посоветовали ехать молодым европейцам?

Конечно, в лигу Онтарио. Достаточно сказать, что в минувшем году 12 игроков из нашей лиги были выбраны на драфте NHL в первом раунде. То есть у нас самая талантливая молодежь. Кроме того, командам приходится преодолевать меньшие расстояния, чем в конкурирующих лигах, что немаловажно.

Как оцениваете игру выступавшего в вашей команде россиянина Андрея Кучина?

Он провел у нас два года и играл великолепно. Действовавший с ним в одной тройке Майкл Сгарбосса стал лучшим бомбардиром лиги, и это о многом говорит. Кстати, Сгарбосса приедет на Кубок мира в Омск.

Марк Бургесс остался очень доволен увиденным в Омске и заявил: «Могу охарактеризовать инфраструктуру одним словом – шикарно! Сразу видно, что этот город живет хоккеем. “Арена-Омск” просто великолепна, но и СКК имени Блинова соответствует всем международным стандартам, хоть и построен достаточно давно. У моей команды будет стимул выйти в финал для того, чтобы сыграть на главной площадке турнира»

Андрей Кучин возвращается из вашей команды в Россию. Вам выдали за него материальную компенсацию?

Нет, он ушел бесплатно. Мы получаем деньги за игроков только от команд NHL, которые драфтуют их. На все молодежные канадские лиги приходится в общей сложности 4,5 миллиона долларов выплат в год. Они делятся между командами, но не поровну. Если же хоккеист уезжает в Европу, у нас нет дохода.

Что ждет юных канадских игроков, не попавших в профессиональные команды?

Большинство ребят, заканчивающих по возрасту выступления в молодежных канадских лигах, бесплатно направляются на учебу в университеты.

Где будет выступать Кучин в следующем сезоне?

Насколько я знаю, в ярославском «Локомотиве».

Как европейские хоккеисты попадают в вашу команду?

У нас есть скауты. Более того, мы с генеральным менеджером Блэйном Смитом лично приезжали в чешский Брно на чемпионат мира среди юниоров, где просматривали игроков. Хоккейный мир узок, и где бы ни жил молодой талант – в Омске, Чикаго или Садбери, мы найдем его.

Вы никогда не приглашали в свою команду тренеров из-за океана?

Такое возможно только на позиции ассистента. Иностранные специалисты привносят новый опыт, обогащают игровой стиль. В течение года у нас стажировался тренер из Нидерландов, экзотической в хоккейном плане страны.

Ваша команда получила особые условия на Кубке мира – 2012?

Нет, мы будем играть на общих основаниях. Я давно хотел привезти свою команду в Европу и с удовольствием воспользовался шансом. Делегацию нашего клуба составят в общей сложности 60–70 человек, в Омск приедет много моих родственников.