Старые песни о главном. Итоги футбольного сезона и перспективы РПЛ

№4(146)_2019
Борис Ходоровский
Минувший сезон в российском футболе просто по определению не мог быть обычным. Когда в Цюрихе объявили о том, что чемпионат мира – 2018 пройдет в России, тогдашний президент РФС и министр спорта Виталий Мутко уверенно заявил: «На следующий день после финала мы проснемся в другой стране». Благодаря мундиалю многие российские города получили современную футбольную (и не только футбольную) инфраструктуру, успешное выступление команды Станислава Черчесова на порядок повысило интерес к игре, да и чувство гордости за наш футбол у россиян проснулось. Оставалось только, как это принято говорить сейчас, монетизировать наследие ЧМ-2018.


Великолепная пятерка и бюджет
После минувшего сезона уже ни у кого не осталось сомнений, что в РПЛ образовалась «большая пятерка». В лидерах отечественного футбола три московских клуба, «Зенит» и «Краснодар». Расставить их нужно, конечно, в иной последовательности в соответствии с таблицей, но суть дела от этого не меняется. В конце концов, и в английской премьер-лиге есть «большая шестерка», в испанской Ла-Лиге – «большая тройка», состоящая из двух мадридских клубов и Barcelona. В трех других ведущих европейских лигах вообще на протяжении последних лет доминируют исключительно Bavaria, Juventus и PSG. Так что пять клубов, ведущих борьбу за медали и путевки в еврокубки, это не так уж плохо. 
Заметим, что «Локомотив», успешно справившийся с проблемами реформы менеджмента, входит в Топ-5 второй сезон подряд, «Спартак» – четвертый, «Зенит» – 13-й, а ЦСКА – 16-й. У «Краснодара», впервые пробившегося в квалификационный раунд Лиги чемпионов, показатели скромнее, чем у двух последних. Клуб, чьи успехи ассоциируются даже не с игроками и тренерами, а с его владельцем Сергеем Галицким, входит в Топ-5 в шестой раз. Правда, нужно принять во внимание, что в премьер-лиге краснодарцы сыграли всего восемь сезонов. 
Как и в Англии, появление в России элитных клубов имеет простое объяснение: бюджеты у них выше, чем у остальных. При этом успехи «Зенита», «Локомотива» и «Спартака» оплачивают потребители природных богатств нашей страны и пассажиры РЖД. Без поддержки госкорпораций эти клубы вряд ли достигли бы сегодняшнего положения. Прощальный матч Александра Анюкова, последнего футболиста, пришедшего в питерский клуб в догазпромовскую эпоху, заставил вспомнить те времена, когда достаточно бедный «Зенит» Властимила Петржелы был веселой командой, но не попадал в Лигу чемпионов. 
В Топ-5 две команды можно назвать по-настоящему частными. О «Краснодаре» Галицкого написано уже столько, что повторяться излишне. Феномен ЦСКА Евгения Гинера заслуживает пристального изучения. Бюджет этого клуба во многом формируется по законам футбольной экономики. Армейцы, не задумываясь, продают своих звезд, которые нужны для успешного выступления в чемпионате страны и еврокубках, как только на них появляется спрос. Уж как, казалось, должны были они дорожить ярко проявившим себя на домашнем чемпионате мира Александром Головиным, но из всей команды Черчесова, сделавшей счастливой всю страну, только он уехал в сильный европейский чемпионат. 
По итогам завершившегося сезона ЦСКА не попал в Лигу чемпионов, и это для команды, не имеющей таких покровителей, как «Газпром», «Лукойл» или РЖД, если не трагедия, то огромная проблема. Хотя перед началом сезона армейцам, в одночасье лишившимся не только Головина, а почти полностью основного состава, предрекали провал. Сезон для команды Виктора Гончаренко получился неоднозначным. Граница от печали до радости пришлась на зимнее межсезонье. 
Осенью армейцы, в рядах которых блистали Иван Обляков и Ильзат Ахметов, Никола Влашич и Арнор Сигурдссон, Яка Бийол и Федор Чалов, были чертовски хороши. Чего стоят только две победы над «Реалом»! В чемпионате России ЦСКА тоже держался в зоне Лиги чемпионов и рассматривался в качестве главного конкурента «Зенита» в борьбе за чемпионство. 
Еще до начала сезона генеральный директор ПФК ЦСКА Роман Бабаев назвал его экспериментальным для фактически сформированной заново команды. Эксперимент принес неожиданные результаты. Команда, великолепно выглядевшая осенью, по весне не добрала восемь очков в матчах с «Арсеналом», «Уфой» и «Оренбургом», которых в первом круге обыграла с общим счетом 7:0. Парадоксально, но больше всего претензий тренерский штаб армейцев может предъявить не «новым призывникам», а немногочисленным ветеранам клуба. Даже Игорь Акинфеев в нужный момент не выручал на последнем рубеже. Некоторые специалисты объясняют весенние метаморфозы ЦСКА запредельными нагрузками тренера по физподготовке Паулино Гранеро, вернувшегося зимой. 
Еще одним объяснением может служить приверженность клубной политике. В ЦСКА не держат футболистов, которые хотят играть постоянно, пусть даже и в менее сильном клубе. В аренду в польский Lech зимой ушел 21-летний воспитанник клуба Тимур Жамалетдинов, а для усиления атаки остались перманентно травмированный уругваец Абель Фернандес и 22-летний японец Такума Нисимура, которому нужен был переводчик на тренерской установке. Да и Хетаг Хасонов, отпущенный в аренду в «Тамбов», не помешал бы армейцам в отдельных матчах весенней части чемпионата. 
Только Гинеру, по бизнесу которого очень сильно ударили события на Украине, пришлось затягивать клубный поясок. В результате армейцы впервые за последние шесть лет не смогли пробиться в Лигу чемпионов и лишились порядка 50–60 млн евро. Для «Зенита», возможно, это было бы не критично, но ЦСКА пришлось выставлять на продажу свой главный ликвидный актив, Марио Фернандеса. Тем не менее в Топ-5 ЦСКА останется, если удастся договориться о продлении аренды, а возможно, и выкупе прав на Бекао и Влашича. 
Заявку на превращение «большой пятерки» российского футбола в «большую шестерку» сделало «Динамо». Достроен, наконец-то, стадион, хотя были опасения на новый рекорд по превышению сроков и сметы, который сейчас принадлежит «Газпром Арене». Провели «бело-голубые» и реформы менеджмента, о необходимости которых так много говорили болельщики. Хотя сомнения в том, что четвертый московский клуб составит компанию «Зениту» и «Краснодару», все же есть. Некогда представлявший силовые структуры клуб имеет странную особенность: вливаемые в него средства исчезают, не принося ощутимых дивидендов в виде больших побед. 

Не нужен нам форвард турецкий!
Главным вопросом для нового президента РФС Александра Дюкова стал лимит на легионеров в РПЛ. В бытность президентом и главой совета директоров «Зенита» он вообще был противником любых ограничений на приглашение иностранцев. Хотя питерский клуб в последние годы подписывал не только Халка, Акселя Витселя и Эсекьеля Гарая, но и Йоанна Молло, Маурисио, Матиаса Краневиттера. 
У сторонников и противников лимита есть свои неотразимые аргументы. Первые утверждают, что только благодаря внедренной Виталием Мутко схеме «6+5» удалось собрать боеспособную сборную на чемпионат мира, да и сейчас у Черчесова есть какой-то выбор. Оппоненты парируют: цены на игроков с российскими паспортами на футбольном рынке не соответствуют их реальной стоимости, а зарплаты вообще за гранью разумного. Вот и бросают на ветер в ночных клубах и утренних кафе Александр Кокорин и Павел Мамаев шальные деньги, а затем оказываются в ФК «Бутырка». 
Стоит признать, что правы и те и другие. Найти оптимальное решение не под силу даже такому топ-менеджеру, как Дюков. Сколько ни придумывай формул, но что «6+5», что «8+17» не решают проблем, связанных с нашествием легионеров в РПЛ. Интересно, что в процентном отношении в России все не так уж плохо. Доля иностранных игроков в РПЛ в последнем сезоне – 36,2%. В Испании – 41,5, во Франции – 48,5, в Германии – 52,5, в Италии – 57,5, а в Англии вообще за 70. Вот только перспективный испанский или немецкий футболист, не проходящий в состав Barcelona или Bavaria, да даже Getafe или Hoffenheim, может спокойно найти вариант в другой топовой лиге. Сильнейшие бельгийские и голландские футболисты на родине вообще редко задерживаются. На них есть спрос. 
Потенциальным звездам российского футбола пробиться в Европу намного сложнее. Ведь это граждане ЕС после «дела Босмана» не считаются легионерами в ведущих лигах Старого Света. Для тех, у кого нет нужного паспорта, ограничения по-прежнему существуют. В той же Ла-Лиге можно заявить лишь трех иностранцев, и предпочтение отдается латиноамериканцам, которые не испытывают никаких проблем с адаптацией в стране с родным языком, или африканцам. Российским же футболистам требуется получить рабочую визу, а, к примеру, в Англии для этого нужно быть игроком национальной сборной, сыгравшим определенное количество матчей за последнее время. 
К тому же в Real или Juventus почему-то даже звезд российского футбола не зовут, а в клубах-аутсайдерах ведущих европейских лиг и зарплаты не выше, чем в ведущих российских командах, и перспективы борьбы за выживание не прельщают. Как не прельщают и перспективы заявить о себе в Европе, поиграв в Чехии или Польше. Правда, те, кто рискует и выбирает такой путь, сейчас обратили на себя внимание Черчесова. В расширенный список игроков сборной на июньские матчи отборочного цикла Евро-2020 включили Вячеслава Караваева и Николая Комличенко. За Жамалетдиновым в Lech тоже следят. На особом положении Федор Кудряшов и Сослан Джанаев, уехавшие из попавшего в очередной финансовый кризис «Рубина» в Турцию и Польшу соответственно. 
Интересно проанализировать количество легионеров в клубах РПЛ. Больше всего их в «Зените» – 13. Затем идут «Локомотив» и «Ростов» – по 12. И вот что удивительно: в клубах, которые не попали по итогам сезона в еврокубки, их больше, чем в «Спартаке», ЦСКА и «Краснодаре». Сколько бы ни говорили эксперты, что легионеры «Ахмата», «Уфы» или «Крыльев Советов» ничуть не лучше играющих в ФНЛ россиян, агенты, работающие с менеджментом российских середняков, будут предлагать товар из-за границы и убеждать, что по сочетанию цены и качества он оптимален. 
Никто не берется хотя бы написать программу импортозамещения в российском футболе. Хотя в минувшем сезоне кое-какие позитивные сдвиги уже были видны. В 15 из 16 клубов РПЛ, на радость президенту Объединения отечественных тренеров Михаилу Гершковичу, работали наши специалисты. К таковым, конечно же, относится и белорус Виктор Гончаренко. Благо, по ходу сезона даже белорусские футболисты перестали считаться легионерами. Да и единственный иностранный тренер черногорец Миодраг Божович так давно трудится в России, что уже, наверное, и думает по-русски. 

Лучше меньше, да лучше
Еще одной первоочередной задачей, озвученной новым президентом РФС, стало увеличение количества команд премьер-лиги в сезоне-2020/2021 до 18. И у этой идеи есть как сторонники, так и противники. Первые утверждают, что с увеличением РПЛ появится возможность задействовать больше российских футболистов. При любом лимите. Кроме того, увеличение количества игр позволит клубам заработать. Особенно настойчиво продвигает эту мысль босс «Спартака» Леонид Федун. При нынешней загрузке «Открытие Арены» в клубный бюджет «красно-белых» может поступить 1,2 млн евро, а это зарплата хорошего игрока за сезон. 
Еще больше может заработать «Зенит», ставший самым посещаемым клубом РПЛ. Посещаемость, кстати, была рекордной – свыше 4 млн человек. При этом домашние матчи питерцев посетили 1 млн 119 тыс. 896 болельщиков. Стадион у «Зенита» самый вместительный в РПЛ, рядом две станции метро, одна из которых построена к ЧМ-2018, да и клуб серьезно работает с болельщиками, придумав великолепную идею фан-променада. На тестовых матчах в преддверии чемпионата мира многие зрители из-за прохождения досмотра попадали на трибуны к концу первого тайма. И тогда в «Зените» решили открывать вход на стадион за два часа до матча и предлагать развлекательную программу. Конечно, на рекордную посещаемость в большей степени повлияла успешная игра команды Сергея Семака, но и клубные службы оказались на высоте. 
Предпосылок для увеличения на четыре тура чемпионата России, проходящего по системе «осень – весна», по большому счету, нет. Во многих городах уже в начале ноября и еще в начале марта устойчивая минусовая температура. В Красноярске «Енисей» играл с «Ахматом» при –17°, а матч «Оренбург» – «Крылья Советов» из-за мороза вообще пришлось переносить. Как и встречу «Арсенал» – ЦСКА из Тулы в Грозный по причине неготовности поля. Конечно, появление в РПЛ «Сочи» вместо «Енисея» поможет решить проблемы, но все равно даже после обязательной сдачи ЕГЭ по географии ответственными за составление календаря сотрудниками РПЛ климат в Уфе, Самаре, Оренбурге и Екатеринбурге не станет субтропическим. 
Да и много ли в ФНЛ клубов, которые могут потянуть повышение в классе финансово и имеют отвечающую требованиям регламента материально-техническую базу? В минувшем сезоне «Енисею» пришлось начинать сезон в Тюмени, а сейчас «Тамбову» предстоит принимать первых соперников в Саранске. Почему-то никаких выводов не сделано из истории с «Анжи». Футболисты этой команды, как уверяют ее руководители, восемь месяцев не получали зарплату. Играли якобы только из любви к футболу да с надеждой, что их энтузиазм оценят будущие работодатели. 
Начиная с 2010 года, из премьер-лиги из-за финансовых проблем выбыли ФК «Москва», «Сатурн», «Амкар». Причем подмосковный клуб, пройдя через очищение любительской лигой, сейчас играет в ПФЛ, а «Москва» и «Амкар» просто канули в Лету. Как и многие клубы низших дивизионов. В первых чемпионатах России в различных дивизионах играли 200 профессиональных клубов. Сейчас осталось меньше 100.
Никто не вспоминает о том, сколько вбухал в «Анжи» Сулейман Керимов. В Дагестане за эти деньги команда могла еще лет 10 играть в премьер-лиге. Где сейчас «Алания» и «Спартак-Нальчик», «Черноморец» и «Сокол»? В Волгограде, Саранске и Калининграде к ЧМ-2018 построены великолепные стадионы, но клубы, представляющие эти города, просто не готовы к повышению в классе. Так где же взять 18 команд для РПЛ? Даже ведущие белорусские клубы не пойдут, хотя сильнейшие валлийские команды играют в английском чемпионате. Только БАТЭ в Лиге чемпионов зарабатывает столько, что клубу из Борисова хватает на доминирование в национальном чемпионате, и российский ему не нужен. 
Вряд ли увеличение РПЛ на две команды сможет решить какие-то проблемы отечественного футбола. Ведь после принятия регламента, предусматривающего выплату вознаграждения за подготовку юного футболиста академиям и спортивным школам, им просто закрыт путь в профессиональный футбол. Для клубов ПФЛ и даже ФНЛ платить по 700 тыс. рублей за юное дарование неподъемная ноша, а в РПЛ им не пробиться в основу. При любом лимите на легионеров тренеры вынуждены будут ставить тех, за кого заплачены миллионы евро. Иначе на их место придет другой специалист, лучше понимающий работу футбольного менеджмента. 
Современный футбольный бизнес во всем мире держится на трех китах: продаже билетов и атрибутики, трансферах футболистов и реализации телевизионных прав. Лишь немногие лидеры РПЛ могут следовать этим принципам. Остальным приходится рассчитывать на спонсоров, в роли которых выступают госкорпорации или региональные бюджеты. Причем амбиции футбольных топ-менеджеров приводят к тому, что выделяемые средства транжирятся, а иногда и оседают в непонятных офшорах. 
Правда, минувший сезон дал некоторый повод для оптимизма. Все-таки после финала чемпионата мира мы на какое-то время проснулись в новой стране.