Годы карьеры: 1901–1905
Соревнования: автопробеги из Парижа в Мадрид, Вену, Берлин
Стала единственной женщиной, принятой во французский клуб автолюбителей
Зеленоглазая пышногрудая блондинка, вошедшая в состав участников гонки Париж – Берлин в 1901 году, была весьма неординарной личностью. Камилла дю Гас с юности привыкла ломать сложившиеся о женщинах стереотипы и уже в 1895 году привлекла к себе внимание общественности, поднявшись в небо на воздушном шаре. Жена одного из самых богатых парижан, владельца супермаркета Dufayel Жюля Креспана, Камилла отлично фехтовала, прыгала с парашютом, стреляла из пистолета и винтовки. После того как в семье появились автомобили, эта «амазонка» сразу села за руль и уже через год стала первой в истории женщиной-автогонщицей, подав заявку на участие в гонке Париж – Берлин. Она старалась вести автомобиль скорее безопасно, чем быстро, и пришла к финишу 33‑й из 47. В 1903‑м мощный по тем временам 30‑сильный de Dietrich Камиллы составил серьезную конкуренцию участникам пробега Париж – Мадрид. Эта гонка едва не положила конец подобным состязаниям из-за невероятного количества аварий: из 216 машин и 59 мотоциклов до финиша добрались только половина, погибли не менее восьми человек, в том числе один из основателей компании Renault Марсель Рено. Камилла шла восьмой, когда заметила разбитый de Dietrich Фила Стеда. Несмотря на уговоры пострадавшего в аварии англичанина, дю Гас пробыла с ним до приезда медиков – и, возобновив гонку, приехала 45‑й. После этого пробега автоспортивное руководство приняло решение запретить женщинам участвовать в гонках. Камилла переключилась на катера – в 1905 году лодка мадам Креспан стала единственной добравшейся до финиша в заплыве Алжир – Тулон. Остепенившись, Камилла дю Гас помогала бедным, кормила бродячих собак, выступала на концертах в качестве пианистки, и после смерти ее именем вполне заслуженно была названа улица в Париже.
Годы карьеры: 1923–1928
Соревнования: Гран-при Франции, Гран-при Германии
Родилась под именем Альжбета Поспишилова, стала известна как Элизабет Юнек
Родилась в чешском Оломоуце, там же поступила на работу в банк. Жизнь улыбчивой девушки круто поменялась после заключения брака с сотрудником этого же банка. Винценц Юнек увлекался автомобилями и гонками, в которых принимал участие, несмотря на травмированную во время службы в армии руку. Двадцатидвухлетняя Элишка сначала ездила с мужем в качестве механика, но так как Винценцу было трудно переключать передачи, все чаще занимала место водителя. Уже на следующий год муж передал ей только что купленный Bugatti Type 30, на котором молодая чешка начала активно участвовать в гонках. Через пару лет уже вся автомобильная Европа знала Элизабет Юнек (Элишка решила сменить имя на более респектабельное английское), и ее воспринимали как серьезного конкурента лучшие гонщики того времени. В 1926‑м Bugatti Элишки первым пересек финишную черту на Гран-при в Нюрбургринге, вписав в историю имя своей хозяйки как первой женщины, победившей в этих престижных гонках. Но через два года муж, сменив ее за рулем автомобиля, вылетел с трассы и погиб в аварии. Элизабет Юнек, к тому времени сумевшая обойти в гонках таких пилотов, как Рене Дрейфус, Эрнесто Мазерати и Тацио Нуволари, ушла из автоспорта и продала все машины, принадлежавшие семье.
Годы карьеры: 1948–1958
Соревнования: чемпионат Италии, «Формула-1» (5 этапов, 3 старта)
Выступала за команды Maserati и Behra-Porsche
Первой женщиной, покорившей «Формулу‑1», стала аристократка Мария-Тереза де Филиппис. В ее семье автомобиль не был роскошью, и будущая спортсменка научилась водить еще в раннем детстве, а к гонкам пристрастилась после спора с братьями. Молодая неаполитанка уверяла, что женщины могут составить конкуренцию мужчинам, и уже в 28 лет выиграла пари, став вице-чемпионом Италии по кольцевым гонкам. После этого успеха ее пригласили в Maserati, откуда в 1958‑м она отправилась в «Формулу‑1». По совету Луиджи Муссо, своего партнера по Maserati, Мария-Тереза сначала опробовала силы в незачетной гонке в Сиракузах, где финишировала пятой, а потом заявилась на четыре Гран-при чемпионата. Дебют первой в истории женщины в королевских гонках состоялся в Монако. Гонка не задалась: де Филиппис не прошла квалификацию. Интересно, что в ней она опередила нынешнего главу F1 Берни Экклстоуна.
В том же 1958‑м де Филиппис еще трижды выходила на старт, а лучшим результатом стало 10‑е место в Спа. В 1959‑м Мария-Тереза перешла в команду Porsche, за рулем которого вновь не прошла квалификацию в Монако. Эта неудача стала последней в формульной карьере гонщицы: вскоре погиб пилот Жан Бера, с которым Мария-Тереза была дружна, и Филиппис ушла из гонок.
Годы карьеры: 1953–1974
Соревнования: Tulip Rally, Deutschland Rally, Acropolis Rally, Rally Monte-Carlo, чемпионаты Европы среди женщин
Отец семейства Мосс также был гонщиком – Альфред Мосс выступал в Indy 500
Младшая сестра самого, пожалуй, знаменитого британского гонщика Стерлинга Мосса в детстве была совершенно равнодушна к автомобилям – она увлекалась верховой ездой. Но уже к тринадцати годам девочка уверенно разъезжала по родительской ферме на Land Rover, а в семнадцать – впервые побывала на гонке благодаря менеджеру своего брата. «Выглядело это интересно, и я решила попробовать», – вспоминала она впоследствии. Росла популярность брата, автопроизводители доверяли ей все более мощные машины – и Пэт начала побеждать. В 1960‑м девушка выиграла ралли в Льеже. К 34 годам за плечами Пэт Мосс были победы в голландском Tulip Rally, немецком Deutschland Rally и в пяти чемпионатах Европы по ралли среди женщин. Пэт была бы не прочь посостязаться и со своим знаменитым братом, но тот не выступал в ралли, а ей были неинтересны кольцевые гонки: «Все движешься и движешься по кругу как белка в колесе, и если не сделаешь ошибки, то ничего и не почувствуешь». В 1963 году Пэт вышла замуж за шведского раллиста Эрика Карлссона, но замужество ничуть не повлияло на ее образ жизни – супруги часто жестко конкурировали на одной трассе. Помимо упомянутых трофеев на счету Пэт Мосс – вторые места в ралли Сан-Ремо и East African Safari Rally, третье место в ралли Монте-Карло и семь первых мест в женском Coupe des Dames.
Годы карьеры: 1958–2003
Соревнования: дрэг-рейсинг
В 2004 году Ширли была включена в Международный зал славы автоспорта
Ширли Малдоуни для США – примерно то же, что Камилла дю Гас для Европы. Выйдя замуж за автомеханика, Ширли должна была стать одной из миллионов примерных американских домохозяек. Но ее Джек увлекался дрэг-рейсингом и однажды привел свою молодую супругу на гонки. После этого жизнь Ширли круто изменилась: из скромной сотрудницы газеты она превратилась в настоящую звезду, фотографии которой помещали на обложки местных изданий. Вскоре с серийного Corvette Малдоуни пересела на более мощный Funny Car, а в 1973‑м стала первой женщиной, получившей лицензию на выступление в официальных гонках NHRA в классе Top Fuel – самых быстрых машин, способных за несколько секунд разгоняться до 400 км/ч. В те годы большинство мужчин воспринимали женщину, сидящую за рулем такого болида, как личное оскорбление. Но Малдоуни доказала себе и сотням тысяч своих фанаток, что американка может добиться успеха не только у кухонной плиты. В 1977 году она выиграла первый чемпионат NHRA по дрэг-рейсингу, затем последовали победы в 1980 и 1982 годах. В 1983‑м на экраны США вышел художественный фильм «Сердце как колесо», основанный на биографии «Первой леди дрэг-рейсинга».
Годы карьеры: 1965–1988
Соревнования: «Формула-1» (17 этапов, 12 стартов), NASCAR, DTM, «24 часа Ле-Мана»
В «Формуле-1» выступала за команды March, RAM, Williams
Как уже упоминалось, в истории «Формулы‑1» было лишь пять пилотов женского пола. И лишь одной из них удалось получить призовые очки. Результат 0,5 балла принадлежит итальянке Лелле Ломбарди. В гонки она попала уже будучи профессиональной гандболисткой и некоторое время ездила на ралли в качестве штурмана. Затем однажды упросила друга-пилота поменяться местами в гоночном Alfa-Romeo и… выиграла первый же заезд. Вскоре Ломбарди уже выступала в кузовных чемпионатах. На смену кузовам пришли машины с открытыми колесами: «Формула-3», «Формула-5000». В 1974‑м Лелла впервые села за руль болида «Формулы‑1», завершив тем самым 17‑летний перерыв в участии женщин-пилотов в королевских гонках. Хотя итальянка выступила в общей сложности в 17 Гран-при, самым удачным для нее стал этап чемпионата мира в Испании 1975 года. Он также вошел в историю «Формулы‑1» как один из самых трагичных: организаторы не приняли должных мер безопасности, и на 26‑м круге потерпевший поломку Hill-Ford Рольфа Штоммелена вылетел на трибуну, погибли пять человек. Тем не менее гонку остановили только через три круга, и Ломбарди оказалась шестой. Так как было пройдено менее 66 процентов трассы, ей присудили всего пол-очка. Этот показатель до сих пор самый низкий среди результатов пилотов, набравших больше нуля, – и самый высокий из тех, которых удалось добиться в «Формуле‑1» женщинам.
Годы карьеры: 1973–2010
Соревнования: «24 часа Ле-Мана», WRC, различные ралли-соревнования
В настоящее время Мутон работает в FIA, возглавляя женскую комиссию и выступая менеджером в WRC
Превзойти Мишель Мутон до сих пор не может никто: она – единственная женщина, которой удалось выиграть несколько этапов чемпионата мира по ралли. Темноволосая француженка из Грасса села за руль автомобиля уже в 14 лет, а в 22 года приятель пригласил ее на рекогносцировку местности для ралли Tour de Corse. Проехав пять или шесть соревнований на месте штурмана, Мутон решила попробовать себя в качестве пилота. Благо, что ее поддержали близкие: раллийный Renault Alpine Berlinette стал подарком отца. Уже в 1974 году она выиграла чемпионат Франции по ралли, пришла первой к финишу и в 1975 году, а в 1976‑м стала победительницей женского кубка на ралли Монте-Карло. В 1981‑м Мутон подписала контракт с малоизвестной тогда Audi и уже через несколько месяцев открыла шампанское на крыше своей Audi quattro, празднуя сенсационную победу в этапе чемпионата мира по ралли. Прежде считалось, что победа для женщины в WRC невозможна. Следующий год подтвердил, что победа Мутон не была случайностью: она выиграла три этапа чемпионата мира, заняла призовые места и в следующих, шла практически на равных с Вальтером Рерлем. Увы, на последнем, решающем этапе гонщицу подвела техника – только поломка КПП удержала Мутон от чемпионского титула. В 1985 году Мишель снова произвела фурор среди любителей автоспорта, став победительницей в известнейшем ралли Pikes Peak в США. В 1987‑м Мутон ушла из большого спорта, чтобы родить дочь, но уже через год вернулась с оригинальной концепцией соревнований. Благодаря ей с 1988 года проводится Race of Champions – гонка чемпионов, в которой на одинаковых машинах выступают чемпионы мира по автоспорту в разных категориях, – только здесь на одной трассе можно было увидеть Шумахера и Лёба, Култхарда и Гронхольма.
Годы карьеры: 1987 – настоящее время
Соревнования: Rally Dakar, FIA Cross Country Rally World Cup
52-летняя Ютта продолжает выступления – в прошлом году она финишировала на суточной гонке в Нюрбургринге
Изучив биографию «железной немки», невозможно сказать, что она занялась «не своим» делом: родившуюся в Кельне девочку с раннего возраста привлекали автомобили, в школе Ютта увлекалась физикой и математикой. Получив диплом инженера-разработчика, девушка устроилась на работу в BMW. Но в 1985 году Кляйншмидт впервые услышала о марафоне Париж – Дакар – и заболела им. В 1987‑м она отправилась в Дакар в качестве зрителя на собственном мотоцикле, фактически проехав маршрут ралли наравне с участниками. В 1988‑м состоялся ее первый старт в «Дакаре» на мотоцикле родного завода. Мотоцикл ей предоставил BMW, но готовила его Кляйншмидт сама, в домашних условиях: рядом с посудой на ее кухонном столе можно было увидеть детали двигателя. В 1992 году Ютта отказалась от работы в BMW и полностью посвятила себя автоспорту, правда, пересев на четыре колеса. В конце 1993‑го она дебютировала как штурман Жана-Луи Шлессера, через год стартовала в ралли Туниса уже как пилот. В 1998‑м перспективную немку пригласили в заводскую команду Mitsubishi, и она создала «дамскую» команду Ladies Team с Кристиной Тернер. Результат – третье место на «Дакаре» 1999 года. Но еще более правильным оказалось решение сменить штурмана. В 2001‑м с опытнейшим Андреасом Шульцем Ютта Кляйншмидт осуществила давнюю мечту: стала первой женщиной – победительницей «Дакара»! Неудивительно, что немцы признали Ютту спортсменкой 2001 года, оценив ее выше Михаэля Шумахера.
Годы карьеры: 1981–настоящее время
Соревнования: «Формула-3», DTM, Rally Dakar, гонки на грузовиках
В прошлом году Эллен перешла в команду Buggyra, где ее напарницей выступает россиянка Наталья Гольцова
Родившаяся в немецком Менхенгладбахе Эллен Лор прошла путь любого мальчишки, увлекающегося гонками. С 14 лет — картинг, затем успешные выступления в классах «Формулы» Ford и 1600, а также в немецком чемпионате «Формулы‑3», где ее высшим достижением стало второе место в Монако. На Эллен стали обращать внимание, и в 1991 году компания Mercedes-Benz предложила ей выступать в серии DTM. И не прогадала: в 1992‑м молодая немка оказалась быстрее всех на трассе в Хоккенхайме. До настоящего момента победа Лор остается единственным успехом женщины в гоночной серии высшего дивизиона. При этом соперники у нее были более чем достойные: в DTM в то время выступали бывший чемпион «Формулы‑1» Кеке Росберг и ветеран «туринга» Клаус Людвиг.
Эллен Лор также известна своей универсальностью. В 1997–1998 годах она неожиданно пересела на грузовики и выступала за Mercedes в европейском чемпионате гонок, заняв седьмое место по итогам чемпионата 1998 года. В 2004‑м Лор полностью посвятила себя ралли, признавшись, что всегда была очарована «Дакаром». Нынче 49‑летняя Эллен выступает на чемпионате Европы по гонкам грузовиков.
Годы карьеры: 1990–2010
Соревнования: картинг, IndyCar, Indy 500, NASCAR
К 14 годам Сара выиграла пять титулов чемпионата США по картингу
В 2000 году 19‑летняя американка Сара Фишер стала самой молодой женщиной-пилотом в истории Indianapolis 500 – ежегодной автомобильной гонки болидов с открытыми колесами (в 1950‑е она была этапом чемпионата «Формулы‑1»). Этому предшествовала весьма успешная карьера в гонках на мини-багги и картах: c 1991 по 1994 год она три раза выигрывала чемпионат Всемирной ассоциации картинга. Придя в 1999 году в IndyCar, Фишер установила несколько рекордов. В 2000‑м Сара закончила гонку третьей, став первой женщиной, взошедшей на подиум этой престижной гонки. Через два года Фишер не только стала первой женщиной-пилотом, выигравшей поул-позишн в гонке болидов с открытыми колесами в главной лиге, но и установила рекорд по средней скорости в квалификационном заезде: 369,246 км/ч! Юного вундеркинда три года подряд признавали самой популярной гонщицей серии IndyCar. В 2008 году Сара Фишер создала собственную гоночную команду Sara Fisher Racing, став первой и единственной женщиной-владельцем в IndyCar. В конце 2010 года она решила отойти от дел и посвятить себя семье. Одновременно с уходом Сара представила книгу «99 вещей, которые должна знать женщина, прежде чем сесть за руль и осуществить мечту всей своей жизни».
Годы карьеры: 1992–настоящее время
Соревнования: картинг, IndyCar, Indy 500, NASCAR
Несмотря на протекцию Берни Экклстоуна, Данику не взяли в состав Haas F1 – американской команды, планирующей дебют в «Формуле-1»
Как и Сара Фишер, Даника Патрик начала с картинга. Уже к 16 годам за плечами девочки были победы в нескольких национальных чемпионатах. Затем Даника тренировалась на европейских трассах – в Великобритании она принимала участие в гонках болидов с открытыми колесами серий Formula Ford и Formula Vauxhall. Наивысшим ее достижением стало второе место в британском Formula Ford Festival – рекорд не только для женщины-пилота, но и для гонщика из США.
После возвращения в Америку в 2002 году Патрик с переменным успехом участвовала в гонках серий Barber Dodge Pro и Toyota Atlantic. В 2005‑м Даника стала четвертой женщиной-пилотом в гонках серии IndyCar. Уже в свободных заездах она показала лучшую скорость (369,956 км/ч), а в гонке заняла четвертое место – лучший результат для женщины-пилота в Indy 500 с 1978 года, когда Джанет Гутри пришла 11‑й. Но спустя три года Даника побила собственный рекорд: 20 апреля 2008 года на трассе Twin Ring Motegi она вошла в историю как первая женщина – победительница гонки серии IndyCar.
Сейчас Данику Патрик, выступающую в NASCAR, активно сватают в «Формулу‑1», а сама гонщица с удовольствием снимается в эпизодах сериалов, клипах и мужских журналах, за что давно получила прозвище «американская Анна Курникова».
Годы карьеры: 1996–2012
Соревнования: картинг, «Формула-3», Euroseries 3000, Spanish GT, WTCC, Superleague Formula
По иронии судьбы в день смерти гонщица планировала представить свою книгу «Жизнь – дар».
Фамилия де Вильота известна в «Формуле‑1» еще с 1970‑х. Тогда в королевских гонках засветился отец Марии Эмилио, который 15 раз выходил на старт Гран-при, но ничем особенным не отметился. Лучшим результатом
де Вильоты-старшего можно считать четвертое место в «24 часах Ле-Мана» в 1986‑м.
Немудрено, что дочь пошла по стопам отца, с раннего детства не расставаясь с картом. В 21 год к Марии пришел первый успех: молодая гонщица первенствовала в одной из гонок Formula Toyota 3000. Карьера талантливой спортсменки развивалась по нарастающей – в 2005‑м Мария, как когда-то ее отец, выступила на 24‑часовой гонке (в Дейтоне). В 2011‑м появилась на радарах «Формулы‑1» – сначала ей доверили свой болид в Lotus, а затем испанка стала тест-пилотом команды Marussia. К сожалению, это назначение стоило гонщице жизни.
3 июля 2012 года Мария участвовала в тестах российской команды, но рядовая ситуация на трассе обернулась столкновением с грузовиком. Несмотря на сравнительно небольшую скорость болида (около 60 км/ч), де Вильота серьезно пострадала, получив черепно-мозговую травму и лишившись правого глаза. Оправившись от полученных повреждений, она получила разрешение вернуться за руль, но в октябре 2013‑го ее нашли мертвой в отеле. Как сообщила семья, кончина Марии оказалась следствием полученных травм.