Впервые за 37-летнюю историю кругосветной парусной регаты Volvo Ocean Race гоночная флотилия вошла в акваторию Персидского залива, совершив остановку в столице Объединенных Арабских Эмиратов – Абу-Даби. И судя по всему, это престижное и зрелищное соревнование пришло на Ближний Восток надолго.
В Абу-Даби, столице ОАЭ и одноименного эмирата, самого богатого по залежам нефти, строительные работы не прекращаются ни на минуту. Даже ночью здесь проектируют, возводят и отделывают новые отели, мосты, торговые и развлекательные центры, высаживают пальмы, разбивают оазисы и укрощают пустыню. Построив за последние двадцать лет десятки небоскребов и соорудив целую кучу искусственных островов, арабские шейхи все делают быстро и с размахом. Им понадобилось всего два года и, по некоторым оценкам, более миллиарда евро, чтобы возвести на рукотворном острове Яс автодром «Формулы-1» со всей соответствующей инфраструктурой (суперотелем, стоящим прямо над трассой, суперпарком Ferrari, торговым центром, спортивными площадками и бухтой с причалами для яхт). К Volvo Ocean Race подготовка шла не менее масштабно. Так, на карте гонки появилась самая большая по площади гоночная деревня.
Для возведения Destination Village местное управление по туризму выделило 55 тысяч квадратных метров, что соответствует площади восьми футбольных полей. Деревню построили на стратегически безупречном месте – в шаговой доступности от торгового центра Marina Mall, столь любимого русскими туристами, музея под открытым небом Heritage Village, наглядно демонстрирующего, каким был Абу-Даби еще сорок лет назад, и с впечатляющим панорамным видом на все главные небоскребы эмиратской столицы, являющейся сегодня одним из самых быстроразвивающихся городов мира.
Безусловно, включение Абу-Даби в маршрут кругосветной регаты было главным условием прихода в Volvo Ocean Race арабских денег. И, судя по всему, именно они во многом и позволили гонке состояться, так как подготовка нынешних стартов пришлась на самый пик финансового кризиса в Европе и США. Для Эмиратов яхтенная индустрия давно является одним из приоритетных направлений туристического развития. Неслучайно на сайте команды Abu Dhabi Ocean Racing (www.volvooceanraceabudhabi.com) целый раздел посвящен тем возможностям, которые существуют в Абу-Даби для занятий водными видами спорта. Кроме того, 400-километровая береговая линия и более чем 200 естественных островов действительно создают в ОАЭ неплохие условия для яхтинга зимой, что и было подтверждено флотилией Volvo Ocean Race, добравшейся до Абу-Даби 4 января.
Среди тех, кто вошел в акваторию Персидского залива, легко могло бы и не быть арабской яхты Abu Dhabi Ocean Racing. Блистательно выиграв первую портовую гонку в Аликанте, причем с отрывом в 14 минут от ближайшего соперника Puma Ocean Racing, команда познала всю изменчивость парусной фортуны уже в первый день выхода в открытое море. В 30 милях южнее Картахены на лодке сломалась мачта, и экипаж был вынужден сняться с первого этапа. Правда, Abu Dhabi Ocean Racing была не единственной, кто оказался в таком положении: по тем же причинам пропустить отрезок гонки Аликанте – Кейптаун пришлось командам Puma Ocean Racing и Team Sanya.
«Конечно, мы разочарованы тем, что оказались в самом хвосте флотилии. Понятно, что это не тот результат, на который мы рассчитывали, но гонка только началась, мы все прошли лишь маленькую часть большого пути. В любом случае очень здорово оказаться в итоге здесь, и именно отсюда начнется возрождение нашей команды», – сказал шкипер Abu Dhabi Ocean Racing Ян Уолкер сразу же после того, как его команда добралась до Abu Dhabi Destination Village. И один из самых опытных яхтсменов планеты (двукратный серебряный призер Олимпийских игр, в прошлой Volvo Ocean Race командовавший китайско-ирландской яхтой Green Dragon) слово сдержал. В портовой гонке в Абу-Даби его команда одержала блестящую победу с отрывом в минуту от ближайшего соперника Groupama Sailing Team. Избрав весьма рискованную тактику, Уолкер еще раз доказал, что является непревзойденным мастером смелых и неожиданных комбинаций. И снова, как два с половиной месяца назад в Аликанте, над флотилией Volvo Ocean Race взметнулся пестрый эмиратский флаг.
Хотя Abu Dhabi Ocean Racing формально считается арабской командой, экипаж яхты, конечно же, состоит из представителей западной парусной школы: три англичанина, включая самого Уолкера, три новозеландца, два американца и один ирландец. И только один гражданин ОАЭ – 22-летний Адил Халид, который в 2008 году стал первым яхтсменом из своей страны, отправившимся на Олимпийские игры. Чтобы попасть на борт Abu Dhabi Ocean Racing, Халид сначала прошел общенациональный отбор среди 12 претендентов, а затем, наряду с тремя соотечественниками, принял участие в парусных гонках в Индийском океане, по результатам которых и был выбран Яном Уолкером. Сегодня Адил – главная надежда парусного спорта ОАЭ.
«Мы впечатлены тем высоким уровнем организации, который нам продемонстрировали в Абу-Даби. И очень рады, что в маршруте регаты появился новый порт назначения. Это важно для развития нашего бренда», – так в беседе с корреспондентом «Большого спорта» прокомментировала остановку в ОАЭ Карин Беклунд, директор спонсорских программ Volvo Cars. И действительно, для производителя легковых автомобилей Volvo Cars, владеющего правом на проведение кругосветной регаты наравне со «старшим братом» Volvo Group, быстроразвивающийся арабский рынок не может не представлять интереса. Однако Абу-Даби в качестве полноправной парусной столицы пока еще нуждается в дополнительной легитимации. И таковую ей обеспечили два именитых европейских гостя, присутствие которых на мероприятии гарантирует внимание западных таблоидов. Понаблюдать за портовыми баталиями приехал бывший британский премьер Тони Блэр, ныне выступающий в роли международного посланника на Ближнем Востоке, а также герцог Йоркский принц Эндрю. Контр-адмирал и командор Royal Thames Yacht Club, старейшего парусного клуба Великобритании, он выступал патроном Volvo Ocean Race 2005/2006 и сегодня продолжает активно следить за ходом гонки. Его Высочество лично поднялся на борт Abu Dhabi Ocean Racing и пожелал удачи соотечественнику Яну Уолкеру.
14 января в 14:00 по местному времени, которое совпадает с московским, стартовал третий этап кругосветки. Флотилия взяла курс на китайский Санья, до которого яхтам предстояло пройти 4600 морских миль. На момент подписания этого номера в печать лидером гонки по-прежнему остается испанская Telefónica Team, однако кто именно первым в итоге достигнет берегов ирландского Голуэя, где в начале июля должен состояться финиш Volvo Осеan Race 2011/2012, сегодня не знает никто. Хотя наверняка Океан и Ветер уже избрали себе фаворита.
Партнером Volvo Car Russia в Абу-Даби выступил пятизвездочный отель Jumeirah, расположенный в небоскребах Etihad Towers, в шаговой доступности от Abu Dhabi Destination Village. Правда, бренд Jumeirah известен больше любителям гольфа, а не парусного спорта. Эта гостиничная группа выступает титульным спонсором соревнований по гольфу в Великобритании, США и Сингапуре, объединенных в Jumeirah Golf Challenge. А глобальным бренд-амбассадором марки является Рори Макилрой, один из самых перспективных гольфистов планеты (3-я позиция в World Golf Ranking) и бойфренд одной из лучших теннисисток мира Каролин Возняцки.