Выразив возмущение уровнем организации чемпионата мира в Киеве, вы заявили: «Оставлять это просто так не собираюсь». Что именно намереваетесь предпринять?
Я привлекаю внимание к проблеме: выступаю по телевидению, даю интервью. Думаю, если бы FIG фактически не упразднила технический комитет, он бы проверял условия, в которых спортсменки проводили разминку, и не допустил того, что произошло.
Согласны ли с утверждением Яны Батыршиной, что победа украинки Анны Ризатдиновой в упражнении
с обручем была несправедливой?
Я работала за занавеской: готовила спортсменку к выступлению, поэтому не следила за соперницами. А по телевидению, к сожалению, не транслировали. Отрыв Ризатдиновой от занявшей второе место Яны Кудрявцевой оказался минимальным из возможных. Вероятно, поэтому Батыршина и высказала подобное мнение.
У вас нет ощущения, что судьи дали золотые медали Ризатдиновой и белорускам в групповых упражнениях, чтобы разрушить гегемонию россиянок?
Нет, хотя бы потому, что говорят обычно не о российской гегемонии, а о доминировании представительниц стран бывшего Советского Союза. Оно сохранилось. Мы же своего рода «гегемоны среди гегемонов», завоевали шесть золотых медалей, в то время как ближайшие преследователи – одну. Родиной художественной гимнастики является Россия, Санкт-Петербург. У нас наиболее квалифицированные специалисты, лучшая школа. Сейчас наш вид превращается из спорта в танцы, но мы все равно находим возможность включать в программу сложные элементы, поддерживать высокий уровень сложности программ. Руководство FIG, для того чтобы подравнять уровень участниц соревнований, вставляет палки в колеса сильнейшим, вместо того чтобы делать ставку на подтягивание отстающих. Получается, что, если включишь в программу лишний элемент, тебе снизят оценку. В спортивной гимнастике подобного нет: делай программу настолько сложной, насколько сможешь.
Многие ожидали, что после ухода Евгении Канаевой примой станет Маргарита Мамун. Однако многоборье выиграла юная Яна Кудрявцева. Она пришла надолго?
Яна – талантливая девочка, старается. Имеет харизму, которая отличает ее от Алины Кабаевой и Евгении Канаевой. Сегодня Кудрявцева – лидер. Посмотрим, что будет завтра.
Некоторое время назад вы заявляли, что одна из американских телекомпаний могла бы лоббировать увеличение количества разыгрываемых наград в художественной гимнастике, если появится чемпионка мира из США хотя бы в отдельном виде программы. Как оцениваете уровень американок? И перспективы увеличения количества разыгрываемых олимпийских медалей?
Мы хотим подписать с американцами договор о взаимной поддержке, но и без него постоянно помогаем: там работают российские специалисты, девушки из США приезжают к нам на стажировку, в течение двух недель они готовились в Новогорске. Стараемся помочь, протянуть ниточку на пьедестал. Причем не только им: кореянке, японкам, которые у нас тренировались. В многоборье восьмое место заняла гречанка Варвара Филиу, она также тренировалась с нами. Все девочки, которые к нам приезжают заниматься, улучшают свои результаты, в дальнейшем попадают на Олимпийские игры.
Как вы относитесь к перспективе выступления гимнасток, не проходящих в основной состав сборной России, за другие страны?
В странах бывшего СССР есть свои сильные спортсменки. Если же говорить о государствах Евросоюза, мы могли бы обсудить возможность делегирования в их сборные спортсменок третьего эшелона, но возникают проблемы с гражданством. На данный момент переговоров по этому поводу не ведем. Создан международный фонд поддержки спортсменов, в рамках которого мы поддерживаем арабские страны, обращались Киргизия, Египет, Эстония… Мы не отказываем: приглашаем к себе, даем советы, оплачиваем услуги тренеров.
В групповых упражнениях в многоборье россиянки заняли третье место. Это случайность?
Даже «космическая», как называл выступления наших девушек президент FIG Бруно Гранди, программа нуждается в хорошей подготовке. В Киеве на одном ковре тренировались несколько команд, приходилось 11 минут ждать своей очереди. Как правило, спортсменки приезжают в город, где проводятся соревнования, за три дня: нужно адаптироваться к стране, залу, в котором будешь выступать. В этот раз из-за отсутствия площадок для разминки команда прилетела за день до старта. Такого у нас еще никогда не было. Девочки потренировались в зале для выступлений только десять минут! При этом некоторые сборные в столицу Украины вообще не прибыли из-за неразберихи с судейством: не было Малайзии, Новой Зеландии, Киргизии…
Главная причина неудачного выступления в первый соревновательный день – отсутствие разминки, которая является основой успешного выступления. Россиянки вышли неготовыми, а в таких условиях сложную программу не выполнить. Во второй день, когда девочки выступали в числе последних и смогли как следует подготовиться, результат уже был другим. Это с одной стороны. С другой – девушки были чересчур уверены в своих силах, считали, что могут все сделать без особого напряжения, но этого не произошло. Переоценили свои силы, недонастроились.
Перед чемпионатом мира FIG фактически разогнала судейский корпус. Как будет развиваться ситуация?
Случившееся во многом нам на руку. Многие, особенно на Украине, считали, что россияне «подружились» с судьями, которые по-семейному ставят нам оценки. Теперь все знают, что россиянки побеждают именно потому, что на две головы сильнее конкуренток.
Замечу, что трибунал FIG не нашел ничего криминального в действиях отстраненных судей, они были оправданы непосредственно перед чемпионатом мира. Другое дело, что некоторые из них не сдали второй экзамен. Ситуация в целом сложная: судейские курсы ликвидированы, а к работе допущены лишь сдавшие в середине лета во Франкфурте экзамен. Они рассеяны по миру и не всегда могут физически добраться до места проведения соревнований в нужное время. Раньше судейских курсов было очень много: их могла организовать каждая желающая этого страна. Сейчас в Европе только четыре (на разных языках), два – в Америке (на испанском и английском) и один – в Азии. Россия курсов не организует, это делает Украина. Преподавать на курсах, вести семинары будут выбранные FIG люди, у многих из которых нет необходимого опыта. Представители технического комитета сейчас находятся в состоянии судебных разбирательств с руководством FIG: их апелляцию рассматривает трибунал. Поэтому на сегодняшний день у нас нет легитимно выбранного на конгрессе FIG технического комитета, а ведь именно этот орган должен заниматься развитием вида спорта.
В некоторых московских школах проходят открытые уроки по специальной программе «Международной академии спорта Ирины Винер». Какие цели преследуете? Ведь отдавать школьниц в художественную гимнастику уже поздно – это нужно делать в более юном возрасте.
Художественная гимнастика по-английски называется rhythmic, то есть «ритмической», а ритм – основа всего. Даже боксеры прыгают через скакалку! Грудной ребенок занимается растяжкой! Мы даем девочкам скакалки, мячи, приучаем к занятиям спортом, закладываем базу, на основе которой они могут затем выбирать другие виды. Эту программу мы делали для международной академии, за рубежом ею давно пользуются. Но нашлась энтузиаст – Ольга Цыганкова, вместе с которой мы восстановили программу и направили в школы.
Многие жалуются, что современных детей трудно мотивировать к серьезным занятиям спортом. Как президент Всероссийской федерации художественной гимнастики вы видите проблемы с резервом?
Наплыв большой, не хватает возможности всех принять. Мои ученицы – Ольга Капранова, Юлия Барсукова, Зарина Гизикова открывают собственные школы, и все они полны воспитанниц.