Анна Сидорова – о росте конкуренции в российском керлинге и борьбе за титулы в России и за рубежом

№11 (117)_2017
Текст: Андрей Супранович / Фото: Евгений Пахоль
В предыдущий раз мы общались в феврале 2012 года – тогда 20-летняя Аня Сидорова только-только выиграла бронзу чемпионата Европы и свыкалась с титулом «Самая красивая спортсменка России». Уже тогда юная керлингистка поражала умом и рассудительностью, которые с годами лишь приумножились, – каюсь, навязанные стереотипы все еще не позволяют не удивляться, когда встречаешь красивую спортсменку с умными глазами и речами. Анна и удивила, превратив легкое получасовое интервью в полуторачасовую серьезную беседу.

Досье

- Родилась 6 февраля 1991 года в Москве
- Серебряный призер чемпионата мира – 2017, трехкратный бронзовый призер ЧМ
- Чемпионка Европы 2012 и 2015 годов
- Победитель Универсиады 2013 и 2015 годов
- На Олимпиадах занимала 6-е (2010) и 9-е (2014) места

С момента нашего разговора прошло почти шесть лет. Как изменилась Аня Сидорова за эти годы?
Очень сильно повзрослела. Каждый Новый год говорю «ничего себе, какая я умная и рассудительная», вспоминаю, что год назад думала так же, и понимаю, что на самом деле есть еще чему учиться. С каждым годом, с каждым новым днем мои жизненные цели становятся менее приземленными, я постоянно бросаю себе вызов.

Спортсмены часто застревают в детстве, потому что тренировки отнимают все свободное время. Вы говорили, что 320 дней в году тратите на спорт. Когда и за счет чего происходило ваше взросление?
Чтобы стать лучше, надо не только тренироваться. Мы, например, очень много работаем с психологами. Нас учат, что топовые спортсмены должны постоянно искать, как улучшить себя в ментальном плане. Вместе с ними мы анализируем свое поведение, изучаем, как работают инстинкты, страх, откуда берется мандраж. Нас учат разделять оценочное и чувственное восприятие. Да, все это нужно в спорте, но я экстраполирую эти знания и на реальную жизнь – и это работает и делает нас сильнее!

Есть ли люди, которые повлияли на вас больше всего?
Даже в детстве я не хотела быть, как кто-то, не стремилась подражать. Конечно, есть люди, которых очень уважаю и которыми восхищаюсь. Много их и среди спортсменов. Например, совсем недавно посмотрела видео про Мадонну Бадер – 85-летнюю американку, которая уже много раз прошла Ironman и пробежала несколько марафонов. А начала Мадонна с пробежек в 52 года, потому что ее священник уверил в том, что это отличный способ тренировки ума, тела и духа. Бадер своим примером как бы говорит: старение тела остановить нельзя, но можно не стареть духом и стремиться быть лучше. Очень мотивирующая история.

Вы бы могли пробежать марафон?
Уверена, что да, после некоторой подготовки. Монотонная работа не страшит, постоянно ею занимаюсь, а физическая подготовка на уровне. Да, большого кайфа от такой монотонности нет, но я умею это делать.

Зачем керлингистке много тренироваться? Вы ведь скип, грубо говоря, ваше дело – думать и кричать.
Если вам кажется, что выкатиться из колодки в определенной позе – это просто, то советую попробовать. Это не так. Нужно ведь держать точную линию, поддерживать определенную скорость. Этого можно добиться только постоянными тренировками. Также есть разные виды льда – чем на большем количестве видов ты тренировался, тем больше у тебя шансов сориентироваться на незнакомой площадке. Кроме того, одна игра длится два часа, а то и все три. Мне все это время нужно быть сконцентрированной, а девочкам – еще и со щетками постоянно работать. За одну игру они натирают более 2,5 км поверхности льда! Это очень непросто – бегать за камнем по команде, тереть в полную силу и при этом сообщать текущую информацию, а после этого еще и бросать камень! Со сбитым дыханием. Вот и думайте, нужна ли физическая подготовка?

Вы весь год тренируетесь одинаково или у вас есть подготовительные сборы, как у футболистов?
С конца мая по середину июня у нас отпуск, затем сборы по физической подготовке, где два-три раза в день занимаемся ОФП, безо всякого льда. Скучно, конечно, но это наша работа, усиленные тренировки необходимы. В августе выходим на лед, и он постепенно начинает превалировать, хотя и ОФП никуда не девается. Мы стараемся выходить на пик формы к чемпионату мира, но этот сезон особенный, так как олимпийский.

Команда Анны Сидоровой узнала, что поедет на Олимпиаду, только в мае. Это рано или поздно?
Исполком принял такое решение, хотя также обсуждалась идея провести матч за право участия в Играх против команды Виктории Моисеевой – чемпионок Европы. Но отбор, на мой взгляд, отнимает много сил, и физических, и эмоциональных. К нему надо особенно готовиться, что может выхолостить команду. Хорошо, что приняли такое решение и нам удалось направить все силы на подготовку к Олимпиаде.

Раньше отборочным турниром считался чемпионат России. Что изменилось?
С некоторых пор было принято решение проводить дополнительный отбор – команда-чемпион против сборной, которую собирали тренеры. Вот так решили.

Какие у вас отношения с россиянками не из вашей команды? Чемпионки Европы не едут на Олимпиаду – наверняка девчонки переживают это болезненно?
Мне кажется, мы в хороших отношениях, со многими я играла раньше. Пусть наши пути и разошлись, но никто не знает, возможно, мы вновь попадем в одну команду. Лично я считаю соперницами девчонок только на льду, когда играю против них и нужно победить. Вне льда со всеми поддерживаю нормальные отношения. Думаю, это правильно.

В октябре вы довольно неудачно выступили на европейских этапах Мировой серии в Стокгольме и Базеле, что вызвало критику со стороны ФКР. Раздались призывы провести-таки отбор, без которого, как показалось, вы расслабились и провалите Олимпиаду. Что случилось?
Мне сложно это комментировать. Не забывайте, что Сергей Беланов – не только член ФКР, но и тренер команды Моисеевой. Наверное, на его месте я бы тоже говорила такие слова и старалась добыть шанс для своих подопечных. С его точки зрения, он поступает правильно, хочет добиться, чтобы мы сыграли дополнительный отбор на Олимпиаду. Отмена отбора дает нам время на планомерную подготовку, позволяет не выходить лишний раз на пик формы, а на турнирах, как в Базеле, рисковать и пробовать что-то новое. Да, это может сказаться на текущих результатах, но ведь это не значит, что мы так же выступим и на Играх! Кстати, те же шотландки или шведки знали, что поедут в Корею, еще два года назад, а мы получили путевку только в мае.

Вы проиграли команде Моисеевой право участия в чемпионате Европы. Как вообще придумали проводить дополнительные отборы?
Раньше их не было, на топ-турниры ехала команда – чемпион России, как и в большинстве других видов спорта. Выиграл чемпионат России – получил путевку.  Но первенство страны было единственным серьезным  турниром в году, вот для мотивации и решили проводить дополнительные соревнования за право поехать  на чемпионаты. Нашей команде было непонятно такое решение. Почему победив на чемпионате России, выиграв чемпионат Европы, трижды подряд став бронзовыми призерами чемпионата мира, мы должны вновь что-то доказывать? В это же время ни одна другая команда России не входила даже в 150 мирового рейтинга. Наши результаты не давали поводов сомневаться в силе команды. Но нам пришлось играть эти отборы, и мы играли и выигрывали их. Да, в один не очень прекрасный момент  наша команда про­играла право поехать на ЧЕ-2016. Мы ведь не роботы, а живые люди. Но сразу по­шли разговоры, мол, мы сдали позиции, не готовы, у нас нет мотивации. Было обидно это слышать. Что ж, следующий же отбор на чемпионат мира-2017 наша команда вы­играла, а затем впервые в истории российского керлинга завоевала серебряные медали.

При этом сохраняется шанс, что вы не примете участия в Олимпиаде, если от Игр отстранят всю сборную России. Думаете об этом?
Конечно, я же не на Марсе живу. Прекрасно понимаю, что происходит, и отдаю себе отчет, что вероятность не поехать сохраняется. К сожалению, это политический момент, на который ни я, ни команда влиять не можем. Мы просто заложники ситуации, остается только работать и ждать. Главное, чтобы о запрете не объявили перед самыми Играми, как было с Рио, когда у ребят не осталось времени на апелляцию.

После Олимпиады планируете продолжать карьеру?
Те люди, которые надеются и ждут, что я свалю из спорта, будут разочарованы. Многое, конечно, будет зависеть от результата. Но когда-нибудь это произойдет. Я не готова играть в керлинг всю жизнь, хотя моя мама не видит в этом проблемы. Просто я не считаю, что совмещать успешную карьеру и семью – хорошая идея. Если я отдаюсь спорту, то он занимает все мое свободное время.

Вы упоминали второе место на чемпионате мира, которое было добыто после трех подряд бронзовых наград. Что помогло сделать еще один шаг вперед?
Сезон поначалу у нас не задался – мы были лишены чемпионата Европы и части других турниров. Сравните – сборная Шотландии приехала на чемпионат мира, сыграв за текущий сезон 117 игр, команда Швеции – 110. Мы – меньше 40. Представляете, какая разница в игровом опыте? Его ведь нельзя набрать тренировками. Прибавьте еще эмоциональный пресс, и поймете, почему нам было крайне тяжело на ЧМ. Это, по сути, был последний шанс доказать, чего мы стоим. И вся эта ситуация закалила наш характер, сделала сильнее психологически. Как игроки мы были хороши и раньше, но теперь сплотились настолько, что смогли выйти в финал.

В разных играх плей-офф ЧМ у вас был разный состав игроков. Как происходят замены в таких случаях?
Решают тренеры, и не могу сказать, что нам объясняют, почему делают замены. Просто считают, что улучшат и освежат игру. Нам удобно – наш запасной может сыграть любым номером, поэтому был простор для замены.

Вы пришли в керлинг, когда этот вид спорта в России был не сильно развит, сейчас же занимающихся им в разы больше. Смог бы я за год научиться играть так, чтобы выступить на чемпионате страны?
У нас есть три дивизиона – A, B и С. В последнем участие открытое – подавайте заявку и играйте. Так что да, за год вы можете научиться, чтобы сыграть в С. А вот чтобы попасть в лигу B, нужно куда больше времени. Хотя имеются прецеденты – группа мужчин возраста 35+ после Олимпиады в Сочи заболела керлингом, наняла профессионального тренера и за три года добралась до дивизиона А. Конечно, они сразу вылетели, ведь там играют профессионалы. Но тем не менее у них получилось.

У вас и вашей красоты очень много поклонников. Как справляетесь с их наплывом в соцсетях?
Какое-то время я была закрыта от всего мира – закрыла или удалила все аккаунты. Но все меняется, вот и мой подход изменился. Решила, что нужно рассказывать людям о жизни спортсмена изнутри, о том, что она состоит не только из соревнований. К тому же считаю необходимым рекламировать керлинг, дабы публика вспоминала о его существовании не только на Олимпиадах. Поэтому я завела Instagram. Туда мне часто пишут, но я не всем отвечаю, конечно. Как правило, оставляю без внимания предложения о знакомстве.

Тот, кем занято ваше сердце, с пониманием относится к вашей карьере?
Да, ему приходится. Он даже пробует играть в керлинг. Вроде бы нравится.

У вас 14 тысяч подписчиков. Поступают предложения о рекламе?
Да, у меня есть рекламные посты.  А также пара размещений – в помощь фонду Константина Хабенского. Я хотела показать своим подписчикам, что делать доброе дело не так и сложно и очень важно. И хорошо не только помогать, но и рассказывать об этом, подавая тем самым пример.

Напоследок задам любимый вопрос Юрия Дудя: сколько вы зарабатываете?
А кто такой Юрий Дудь? Я, серьезно, не знаю, не смотрю YouTube вообще. Что до вопроса, то ответ вас не впечатлит. Суммы очень небольшие. По сути, у нас один источник дохода – ставка от Министерства спорта. Она варьируется от результатов, показанных в текущем сезоне, но все равно это не очень большие деньги. А так – огромных призовых на турнирах, как в теннисе, у нас нет, рекламодателей и спонсоров – тоже. Если есть желающие – мы открыты для всех предложений.