Десятки спикеров и сотни участников собрались 20 октября на «Чкалов Арене», чтобы обсудить ключевые аспекты строительства и эксплуатации спортобъектов. Деловая конференция «Арена Форум» стала шестой по счету, и в этом году она проходила сразу на четырех сценах. Организатором мероприятия выступил СБК.
Гостями события стали топ-менеджеры крупных российских арен, производители оборудования и материалов, разработчики технологических решений, маркетологи, архитекторы, юристы, сотрудники Минспорта, главы профильных ведомств регионов, чиновники других уровней и эксперты отрасли.
Вместе они искали ответы на важнейшие вопросы спортивной индустрии: как должны сотрудничать бизнес и государство, почему большинство арен убыточны, за счет чего можно оптимизировать проектирование и строительство, что мешает производителям осваивать зарубежные рынки, о каких правах и возможностях зачастую забывают эксплуатанты.
Меньше
денег – больше ответственности
Важнейшей темой форума стало государственно-частное партнерство, которому посвятили мастер-класс. Его провели глава отдела развития механизмов ГЧП Минспорта Елена Сандакова, юрист Константин Макаревич, управляющий партнер Winfra Екатерина Мелешко и гендиректор Центра компетенций по привлечению инвестиций и развитию инфраструктуры в ГЧП Наталия Мархаева. В качестве примера они привели программы «Бизнес-спринт» и «Спорт – норма жизни». По ходу выступления эксперты акцентировали внимание на экономических и правовых нюансах.
«Обязательное условие для заключения контракта в рамках ГЧП – объект должен быть недорогим и быстровозводимым. – подчеркнула Елена Сандакова. – Было очень много заявок с миллиардными проектами в муниципальных образованиях с населением на 89 тысяч человек. Самый дорогой объект у нас стоит ₽4,2 млрд. Кроме того, сегодня Минспорт, выделяя финансирование, просит возврат инвестиций в виде налоговых отчислений и создания рабочих мест. И самое главное – целевая эксплуатация должна быть за инвестором».
Кроме того, участники мастер-класса напомнили, что ГЧП не позволяет привлекать заемные средства, а подготовка и согласование проектов может длиться не один год.
На мастер-классе выступил и Илья Авербух, который также знаком на деле с механизмом государственно-частного партнерства: «Пять лет назад я начал реализовывать проект ледового мобильного катка с Симферополе. Его построили за три месяца по субсидии ГЧП. По примеру этого проекта мы создали объекты в Ставропольском крае. Обычно строят спортивные объекты и потом не знают, что с ними делать. А мы предоставляем тренерские кадры и возможность тренироваться детям бесплатно. Сейчас мы работаем над проектом в Калужской области, и я благодарен властям региона, что они помогли оформить заявку».
Полностью послушать мастер-класс можно по ссылке.
Следуйте
инструкции
Юридическим аспектам посвятили также дискуссию с участием заместителя главы Департамента спорта Москвы Андрея Еремина, управляющего партнера «Снегирь Арены» Светланы Медведевой и главой юридического отдела в IQ Technology Екатериной Путовой. В частности, Еремин представил пошаговую инструкцию о том, что нужно сделать, чтобы получить землю от города.
«Юридических документов много, и понятно, каким языком они написаны, – прокомментировала мануал от Департамента спорта Светлана Медведева. – Когда мы подавали документы, такой инструкции не было, и мы не могли найти ответ на вопрос «Какой будет стоимость аренды после того, как мы построим объект?». Нам тогда ответили: «Вы об этом узнаете, когда заключите договор».
Полностью послушать выступление участников дискуссии и ознакомиться с инструкцией от Департамента спорта Москвы можно по ссылке.
Платежи
не проходят
Отдельная большая тема форума касалась выхода российских производителей спортивных товаров на зарубежные рынки. Директор по развитию «Кенгуру Про» Алексей Волков рассказал о своем опыте. Его компания строит уличное спортивное оборудование и весьма востребована в мире. В портфолио – работа в 47 государствах, причем в 21 стране у фирмы есть официальные представители.
«Сейчас с сырьем у нас проблем нет, – отметил Волков. – Но есть сложности с нашими поставками, например, в США и Австралию. Это связано с тем, что банки не принимают платежи. Мы сотрудничаем с прежними американскими клиентами, объемы сохраняются, но получаем меньше из-за низкого курса валют».
Бизнес «Оптимальных инженерных систем» не столь масштабный с точки зрения географии. В основном продукция (а это оборудование для света, звука и мультимедиа) предназначена для российского рынка, но есть также заказы, например, из Дубая. По словам Ивана Казанцева, сейчас одна из проблем – это отсутствие инвесторов, которые в нынешних условиях готовы вкладываться в производство новых продуктов.
Общую картину в индустрии обрисовала председатель ассоциации производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования Анна Максимова. Она отметила, что в России производят далеко не все, и если чего-то не хватает, то нужно снижать ввозные пошлины. А если продукция создается у нас, то необходимо помогать компаниям увеличивать производственные мощности.
Послушать беседу целиком можно по ссылке.
Строить
и развивать
Более предметный разговор о спортивных сооружениях касался существующих и строящихся объектов. Во время дискуссии регулярно звучало слово «мультифункциональность», о которой в том числе рассказал генеральный директор ХК «Авангард» Сергей Белых. Этой осенью омский клуб вернулся в родной город, и теперь играет на новой «G-Drive Арене».
«Омск – большой город, но он испытывает
дефицит качественных развлечений, – рассказал он. – Это мы учли при
строительстве комплекса, где хоккей остается ядром. Также на объекте будет
большая программа нехоккейных ивентов - концерты, ледовые и другие шоу,
крупнейшая киберарена Сибири, мы рассчитываем открыть ее после Нового года.
Кроме того, на «G-drive Арене» предусмотрены детский клуб, двухэтажный
флагманский магазин, клубный музей (пока помещения используются под сменные
экспозиции и лекторий), зона массового катания, кафе, ресторанная банкетная
площадка, а также атриум для выставок и мини-концертов. Таким образом хоккей и
мероприятия топ-уровня – это лишь 50% нагрузки. Остальное – это формат
ежедневной работы, когда микромероприятия проходят каждый день, иногда по
несколько раз».
Белых добавил, что развитие арены не ограничивается ее строительством – необходимо комплексное продвижение во время ее эксплуатации.
О других объектах рассказали программный директор МТС Live Арены Танита Горбунова, директор RED ARENA Ирина Борисова, основатель сети боксерских клубов «Академия бокса» Олег Жадобин и представители других крупных спортивных комплексов. Их выступления и презентации можно пссмотреть по ссылке.
33
часа информации
Только на основной сцене «Арены Форум 6.0» участники конференции обсудили пять больших тем, связанных со строительством и эксплуатацией спортивных сооружений. На остальных площадках развернулись еще два десятка дискуссий по актуальным вопросам.
В рамках «Арена Форум 6.0» Российский Международный Олимпийский Университет организовал стратегическую сессию с участием ведущих экспертов индустрии спортивных сооружений «Менеджмент спортивных сооружений: управленческие компетенции для дальнейшего развития». Ключевым вопросом сессии стало образование, а именно, инструменты и технологии повышения квалификации кадров на спортивных сооружениях, развития их профессиональных и личностных качеств.
Общая продолжительность всех четырех трансляций с конференции составила более 33 часов.
Презентации спикеров можно посмотреть по ссылке.
Больше подробностей о форуме смотрите в телеграм-канале и на сайте организатора конференции СБК.