«В России дзюдо занимаются 300 тысяч человек, а в Японии — 5 миллионов». Михаил Рахлин — о популярном виде единоборств
27 января 2016
В завершение спортивного года, когда все важные соревнования уже позади, на родину дзюдо, в Страну восходящего солнца, на учебно-тренировочные сборы со всего мира съезжаются лучшие дзюдоисты, чтобы отточить мастерство и набраться опыта у маститых спортсменов и тренеров. В декабре 2015 года на двухнедельных сборах в Японии побывала группа дзюдоистов из Санкт-Петербурга. Рассказывает организатор и руководитель международных учебно-тренировочных сборов - Заслуженный тренер России, главный тренер сборных команд Санкт-Петербурга по дзюдо, президент РОО «Клуб Дзюдо Турбостроитель, основатель Фонда поддержки и развития дзюдо Михаил Рахлин:
- Традиция таких поездок была положена моим отцом, Заслуженным тренером Анатолием Рахлиным. В декабре 1994 года он вместе с группой молодых, перспективных дзюдоистов из Санкт-Петербурга впервые отправился в Японию. Целью визита было посещение штаб-квартиры мирового дзюдо - Института Кодокан в Токио. Сегодня шанс попасть на японские сборы есть практически у каждого, будь то юноша или взрослый спортсмен. Решающим условием являются личные результаты и желание развиваться в дзюдо. На этот раз наша команда, объединившая 21 спортсмена из разных клубов города, оказалась одной из самых молодых.
История сотрудничества нашего Клуба именно c Токайским университетом, возглавляемым легендарным Ясухиро Ямасита, началась в 2000-х, благодаря энтузиазму моего отца и его крепкой дружбе с господином Ямасита. Сейчас идут съемки полнометражного документального фильма, посвященного отцу. Так что еще одним важным пунктом нашей декабрьской поездки в Токио, помимо тренировок, стали съёмки большого интервью с участием Ясухиро Ямасита. Олимпийский чемпион, 4-кратный чемпион мира, 9-кратный чемпион Японии, для отца он был образцом как человек, сумевший достичь высоких результатов в дзюдо. Господин Ямасита часто приезжал в Петербург, проводил в нашем Клубе открытые уроки, мастер-классы. Отец вместе со своими воспитанниками неоднократно посещал Японию, проводил тренировки в университете Токай. Его с почетом принимали в самом главном и древнем центре дзюдо – институте Кадокан. Вместе с господином Ямасита они создали авторскую программу по обучению тренеров, которая действует и по сей день. Мы регулярно обновляем ее, дополняем вариантами стажировок и обучения. Ее цель – адаптация спортсменов к тренерской работе, повышение квалификации тренеров через мастер-классы, семинары, обмен опытом, перепрофилирование спортсменов, желающих продолжить карьеру в сфере спорта, помимо тренерской работы. Участие в программе для спортсменов - бесплатное. Часть расходов берет на себя «Клуб Дзюдо Турбостроитель» и, с недавнего времени, - Фонд поддержки и развития дзюдо им. Анатолия Рахлина. Другая часть финансируется из фондов НКО «Солидарность международного обучения дзюдо» Ясухиро Ямасита (Non-Profit Organization “The Solidarity of International Judo Education”). Наша недавняя поездка на сборы в Японию, в университет Токай, была организована как раз в рамках этой большой программы.
- В таком случае, возникает вопрос: откуда берете деньги?МР: Серьезную финансовую поддержку нашим спортивным, образовательным, включая «японскую» программу, и ряду других общественно-полезных проектов оказывают попечители Клуба, а также частные благотворители, привлеченные Фондом поддержки и развития дзюдо им. А. Рахлина. Благодаря их участию мы имеем возможность проводить тренировочные сборы в России и за рубежом, обеспечивать спортсменам самые комфортные условия проживания и тренировок, покупать амуницию, оплачивать производство фильма и т.д. В 2015 году сборы в Японии были полностью профинансированы из средств, выделенных в рамках «депутатской поправки» членом попечительского совета и давним другом Клуба - депутатом Санкт-Петербургского ЗакСа Еленой Алексеевной Раховой.
- А как отличить перспективного тренера, чтобы не промахнуться с инвестицией, выбрав «не того»? МР: Тренерская работа — это не только навыки и знания. Это умение передать их дальше. Это терпение. Главное в нашей работе - искренне понимать, что не они [воспитанники] для тебя, а ты - для них. Тренером нужно родиться и, конечно, иметь мотивацию, чтобы развиваться дальше, расти профессионально, не останавливаться на достигнутом. В качестве примера приведу историю успеха «выпускницы» Анатолия Рахлина, мастера спорта международного класса по дзюдо, а ныне тренера Екатерины Буравцевой. По натуре она целеустремленный, «сумасшедший» в хорошем смысле человек. Умеет работать над собой, когда это нужно. Узнав, что поедет в Токайский университет, записалась на языковые курсы, за два месяца освоила основы, а практиковалась уже там. В университете Токай Екатерина стажировалась дважды по полгода, тренировала взрослые сборные команды и детские клубы. Сейчас такой специалист - ценное приобретение для нашего Клуба, для сборной города, а в будущем ее тренерский опыт, уверен, будет востребован и в масштабах национальной сборной, тем более, что через четыре года, в 2020 году, очередные Олимпийские игры вновь пройдут в Японии, в Токио. Любому таланту нужно помогать, а бездарность, как правило, всегда пробьет себе дорогу сама.
- По какому принципу вы отбираете кандидатов в стажеры? Кому отдаете предпочтение? Наверняка желающих больше, чем грантов?МР: Действительно, формируя группы кандидатов на стажировку, нам приходится учитывать определенные нюансы, в том числе связанные с нашим российским менталитетом. При всей привлекательности подобного обмена найти желающих переехать на длительное время в Японию непросто, и причина тому, прежде всего, - в низкой мобильности наших людей, нежелании отрываться от привычной жизни. Кто-то учится, кто-то служит, кто-то работает, у кого-то семейные дела... Поэтому, идеальные кандидаты в данном случае - спортсмены, завершившие активные тренировки, но ещё не успевшие «осесть» и, главное, желающие и далее развиваться профессионально.
- Токайский университет - известная в мире академическая школа, где изучают фундаментальную науку, и вдруг дзюдо..? МР: На базе этого крупнейшего образовательного учреждения Японии уже много лет существует студенческий клуб дзюдо, один из сильнейших в Японии. Набраться опыта сюда приезжают спортсмены и тренеры со всего мира. Сегодня в состав клуба входят более ста спортсменов - призёров и победителей чемпионатов Мира, Европы и Олимпийских игр. А в жизни все они - очень скромные и приветливые молодые люди. Тренируются под руководством одного из корифеев дзюдо Косэй Иноуэ - неоднократного чемпиона Мира, победителя Олимпийских игр 2000 года. День японских студентов начинается в 7 утра с тренировки. Затем ребята учатся и в 17.00 вновь приходят в зал.
Обязательным пунктом нашей учебно-тренировочной программы было посещение ежегодного соревнования Гран Шлем в Токио, собирающего лучших дзюдоистов планеты. По окончании турнира все участники остались на так называемые «набарывания», то есть когда все спортсмены могут побороться друг с другом, без оглядки на звания, регалии и возраст. За два с половиной часа можно провести около десяти встреч. Маститые спортсмены в это время решали свои стратегические задачи: ведь до Олимпиады остаётся всего полгода и самое время вычислить своих потенциальных соперников. Можно подойти к любому именитому спортсмену, сказать: «Пойдём со мной бороться!», - и тебе не откажут. Некоторые члены нашей петербургской команды были очень юными, и, бывало, что не все соглашались вступить с ними в схватку. Но наши ребята не расстроились. Им было за счастье просто иметь возможность увидеть лучших дзюдоистов мира, пообщаться с кем-то лично. Для них это бесценный опыт, который, по моему глубокому убеждению, еще долгое время будет стимулировать их спортивные амбиции, мотивировать на личностный рост и успех.
- Почему японцы остаются лучшими в этом виде спорта? Вам удалось понять, в чем секрет? МР: Превзойти японцев в этом виде спорта сложно, но возможно! Популярность дзюдо в Японии по сей день очень высока. Для сравнения: в России дзюдо занимаются 300 тысяч человек, а в Японии - 5 миллионов. Это обусловлено целым рядом культурных предпосылок и вековых традиций. Хотя и у нас были отдельные достижения, которыми мы гордимся, системно на протяжении всех Олимпийских игр японцы остаются на ступеньку выше. Чтобы побеждать системно, как японцы, нам нужно перенимать их опыт и одновременно развивать свои сильные стороны.
В отличие от российских, японские спортсмены обучение дзюдо заканчивают в 15 лет. До этого возраста они несколько раз переходят из школы в школу, меняют тренеров, осваивают определённые программы и выполняют требования, предъявляемые спортсменам каждой возрастной категории. А с 15 лет начинается борьба. Только борьба. «Я не давал тебе советов, потому, что идеальный борец в моём понимании – это не тот, кто следует моим советам, а тот, кто думает и действует самостоятельно», - сказал однажды своему ученику Ясухиро Ямасите старший тренер Токайского университета и на сегодняшний день ключевая фигура в японском дзюдо - легендарный Нобуюки Сато.
Так что, несмотря на собственные амбиции и заслуги в этом виде спорта, нам есть чему учиться у японцев, чтобы, поняв их, побеждать в равной борьбе.